Мобильная версия Версия для слабовидящих Карта сайта

День возрождение древнетюркской письменности

День возрождение древнетюркской письменности 0 День возрождение древнетюркской письменности 1 День возрождение древнетюркской письменности 2 День возрождение древнетюркской письменности 3 День возрождение древнетюркской письменности 4 День возрождение древнетюркской письменности 5 День возрождение древнетюркской письменности 6

126 лет назад, 25 ноября 1893 года, датский лингвист, полиглот Вильгельм Томсен открыл ключ к древнетюркской письменности, совершив тем самым уникальное открытие в мире науки. С тех пор была начата новая глава в истории тюркологии. Это, в свою очередь, позволило иностранным тюркологам переводить тюркские письменные памятники. Со временем, в двадцатом веке, к ним присоединились ученые из тюркских стран — казахские, азербайджанские, узбекские, турецкие и другие исследователи.

В научном обороте эти надписи назывались «руническими». Причина в том, что эти надписи внешне напоминали письмена древних скандинавских народов, в то время как секреты тюркского письма не были раскрыты. Однако научные исследования показали, что это были именно тюркские надписи. Первыми словами, которые прочитал В. Томсен, были «Тюрк» и «Тенгри».

Древние тюрки свою письменность называли битиг //битик (bitig). Она состоит из 40 символов, основанных на древних символах (графике). В свою очередь, она являлась письменностью на основе «фоно морфемы» (звуковое-смысловое), которая смогла точно обозначить природу  и универсальную специфику древнетюркского языка, тем самым объединив многие тюркские диалекты под единым правописанием. Фонологическое строение тюркской надписи отличается отдельными и слоговыми чтениями гласных и согласных звуков.

В Тюркском государстве, как и в любом другом, велось делопроизводство, писались указы, оформлялись печати, совершалось отправка послов, велась официальная переписка и прочая государственная деятельность. Хранителя золотой печати кагана называли «tamγačï>тамғачы», «алтын тамған тархан», секретаря по документообороту — «bitikči». История страны по приказам каганов обычно писалась руническим письмом на бумаге, на мемориальных стеллах (beŋgütaš>беңгүташ) и на обычных камнях в природной среде (bitigtaš>бітіктас). «Велел построить каменные сооружения и высечь мои мысли на камнях на тысячу лет, на десять тысяч дней…» — так писали доблестные тюрки.

Понятное всем универсальное руническое письмо быстро распространилось среди тюркских племен, которые обитали на обширной территории Евразии.

По сегодняшнем меркам содержание этих надписей представляли собой книгу среднего размера. Древнетюркский эпиграфический материал содержит много исторических, культурных, географических и политических данных, дающих ясную и полную картину жизни, познания, мировоззрения и традиций людей того времени. Исторические события из жизни великих каганов описаны в компактном и красноречивом походно-сказительском стиле . Поэтому многие исследователи называют их художественными композициями. Надписи описывают события из истории династии кок тюрков, упоминают географические названия, имена племен того времени, а также их местонахождение и распространение по миру. Памятники тюркской письменности были стерты из памяти людей в последующие века из-за влияния различных религий, пришедших на территорию Великой степи.

Древнетюркская письменность — одно из величайших наследии мировой цивилизации, которое было использовано на обширной территории, занимающей весь Евразийский континент: современная Монголия, Алтай, Тува, Хакасия – реки Енисей, Абакан, Кем; Бурятия и Якутия – озеро Байкал и река Лена; Восточный Туркестан – впадина Турпан, Дунхуань, Миран; Казахстан – реки Иртыш, Талас, Или, Сыр-Дарья, Урал; Узбекистан — Фергана; Северный Кавказ; Восточная Европа — реки Дон, Кубань, Терек. 

С историко-источниковедческой стороны в «Орхонских памятниках», в том числе, в надписях в честь Бильге кагана, Культегина, Тонюкука, Эль Етмиш-кагана (Мойчура, Тариатский памятник), Тэс, Суджи и других надписях содержатся обширные данные по истории Центральной Азии. В памятниках Енисея, Таласа и Алтая более преобладает эпитафический мотив, чем исторический. В Турфане, Миране много текстов религиозного содержания.

В настоящее время в Евразии насчитывается более 700 крупных и малых надписей, памятников письменности, текстов встречающихся в наскальных и в бытовых предметах.

Из источника INTERNATIONAL TURKIC ACADEMY

Яндекс.Метрика

A+AA-