Мобильная версия Версия для слабовидящих Карта сайта

История в коллекциях

Айман Сальмухаметова - старший научный

сотрудник научно-исследовательского

отдела АОИКМ

Музейные коллекции располагают интересными предметами быта ушедших эпох.

У каждого народа есть представления о гигиене, которая в прошлом зависела от условий жизни и быта конкретного этноса.

Казахи во все времена соблюдали основные правила личной гигиены, которые были приняты предками много столетий назад.

Даже изделия традиционного казахского ремесла характеризуются не только красотой, но и функциональностью и практичностью. Даже в некоторых украшениях имеются старинные предметы личной гигиены.

Казахский женский косметический набор с пинцетом, зубочисткой (тіс шұқығыш) и ухочисткой құлақ шұқығыш в нескольких вариациях в наличии коллекции нашего музея. Это набор нач. ХХ в. длиной 6 см из комплекса потомственного зергера (ювелира) Сыздыкова Асылбая (1966 г. р.). Изделия поступили в 2010 г. Дед Асылбая - Сыздык был кузнецом и зергером. Отец Асылбая - Зейнолла (1932 - 1989) из аула Саға Кзылтуского р-на также владел секретами ювелирного искусства. Мастер-универсал изготавливал и традиционную национальную посуду из дерева, другие предметы быта и хозяйственную утварь.

Единичная зубочистка размером 10х2 см и весом 7,74 г поступила в 1988 г. Прибор имеет плоскую центральную часть овальной формы. Изящная гравировка украшает изделие. По обе стороны от центра отходят спиралевидные стержни. Один из них с заостренным концом, а другой - с петлей.

Зубочистка и ухочистка присутствуют и в ожерелье 1980 г. поступления. Это алқа - нагрудное украшение из монет, плоских и витых колец, медальона со вставкой сердолика и, прикрепленными к нему двурядовой подвеской с зубочисткой и уховерткой на конце. Изделие изготовлено в 1916 г. местным мастером для бабушки Маканова Еркеша Омирбекулы из с. Акан. Размер - 40х30 см, вес - 158,8 г.

У Акишевой Р. С. в 1992 г. музей приобрел косметический набор из щипчиков, уховертки и зубочистки. Детали соединены между собой 2-мя плоскими и витыми кольцами.

А амулет – бойтұмар длиной 22 см состоит из серебряной пластинки треугольной формы с гравировкой. От пластинки идут подвески из цепочек с зубочисткой и уховерткой на концах. Амулет поступил в 2007 г.

Стремление человека к чистоте и комфорту тела естественно. В традициях многих религий вопрос чистоты тела связан с вопросом чистоты души, помыслов и является обязательным требованием при совершении обрядовых действий. Часто даже периодичность и порядок совершения гигиенических процедур четко определены. Одним из наиболее распространенных на Востоке после VI века, а с XVI века и в России стал особый предмет быта - кувшин с узким носиком. Наиболее он известен под тюркским наименованием - кумган. Такая конструкция служила удобному использованию кумгана для омовения перед намазом – мусульманским религиозным обрядом. Кумган был настолько распространен, что породил отдельное направление народного промысла, а сами предметы стали также отражением статуса и достатка своих владельцев.

В гигиенических процедурах кочевников использовался латунный кумган с узким — горлышком и носиком, крышкой.

В музейной коллекции несколько образцов предметов данного вида. Один из них вместе с латунным тазом (легеном) нач. ХХ в. демонстрируется в этнографическом зале.

 

Керамические пивные кружки с металлической крышкой, также известные как бирштайны, появились в Германии в XVI веке. Слово «штайн» происходит от немецкого steinzeugkrug, буквально - глиняный кувшин или каменная кружка. Но со временем стали называть любую пивную кружку. В XIV веке по всей Европе, включая Германию, свирепствовала бубонная чума. И в этот время появились крышки (или по-другому, «декели»). Погибших от болезни людей просто не успевали убирать с улиц из-за этого города наводнили огромные полчища насекомых, распространявших дизентерию и другие опасные болезни. В связи с этим органы городского управления городов Германии опубликовали указы, призывающие жителей соблюдать правила личной гигиены, среди которых было рекомендовано пользоваться крышками, как для пивных кружек, так и для другой посуды. Крышка была оснащена специальным рычажком для большого пальца, чтобы не дотрагиваться до краев крышки руками, при этом каждый посетитель был обязан ходить в пивную со своей кружкой. В период между 1340 и 1380 годами, «чёрная смерть» унесла жизни более 25 миллионов европейцев. Изготовление крышек из керамики было непрактичным, и благодаря хлопотам членов гильдии по производству оловянных изделий, кружки для пива были снабжены механизмом, прикреплявшим откидную крышку к кружке. Так её можно было поднять одним большим пальцем. Примерно в то же время появились и совершенствовались технологии производства керамики путём повышения температуры обжига глины.

Поскольку потребление пива в то время выросло в среднем до двух литров на человека в день, таверны и пивные разрастались. К XVI веку многие их посетители имели личные бирштайны, которые хранились непосредственно в заведениях. Керамические кружки для питья с прикреплённой оловянной крышкой просуществовали в неизменном виде более 400 лет. К XIX веку на смену керамике пришло стекло.

Ранние крышки были сделаны из сплава олова со свинцом и оформлены в форме купола. Они были украшены лёгкой гравировкой. Вершину, как правило, венчала фигурка. Удобный рычаг для открывания располагался под большим пальцем. В период с 1680 по 1750 года рычажок становился крупнее и искуснее. В XIX веке крышки для немецких кружек стали инкрустировать. Чем дороже бокал, тем больше узоров и искусных украшений стало приходиться на его крышку.

В период франко-прусской войны 1840–1871 годов и после неё военная служба в Германии была обязательной и почётной. После ухода с военной службы в резерв военнослужащим выдавались наградные пивные кружки, украшенные их инициалами и батальными сценами, соответствующими роду представляемых войск.

Внешний вид шарнира также менялся с течением времени. Наиболее ранние образцы кружек старались скрыть механизм. Однако с 1875 года открытая конструкция была принята всеми производителями. Именно этот период и считается «золотым» веком бирштайнов. Он длился до 1910 года.

Но первые пивные кружки изготавливались из дерева. Позднее кружки стали делать из глины, однако они впитывали влагу и приобретали плохой запах. Со временем глиняные изделия стали обжигать и такая посуда перестала впитывать влагу. Глиняные кружки стали расписывать кобальтом и разноцветной глазурью. Но самыми популярными и удобными стали кружки изготовленные из олова. Примерно до начала XIX века пивные кружки были роскошью. Их делали вручную под заказ или же небольшими партиями в специализированных мануфактурах.

Пивная кружка поступила в фонды Атбасарского историко - краеведческого музея от жителя г. Атбасар Белавина Александра Егоровича (1931г.р.). Белавин А.Е. родился в Саратовской области РСФСР, приехал в Казахстан в годы освоения целины. С 1954 по 1960 годы в совхозе «Новосельский» Атбсарского р-на. С 1970 г. Александр Егорович работал слесарем в Атбасарском ремонтно-механическом заводе, который был создан в 1957 г. на базе двух межрайонных ремонтных мастерских.

Кружка из каменной массы в металлической оправе с рельефной сценой украшена в сувенирном стиле - стиле бидермайер. Характерное решение немецких мастеров - трехлопастный отъем крышки. По легенде, пивная кружка была снабжена в поддоне механической музыкой. Навершие оловянной крышки заменено со временем ее обладателем на четырехгранную копьевидную шишку. В боковых медальонах - надписи готическим шрифтом. В центре, между медальонами - галантная сцена - рельефное изображение девушки с корзиной цветов и парня за ней.

Бирштайн цвета слоновой кости с оловянной крышкой и датировкой 1837 года украшен кобальтом, лепниной, рельефом, гравировкой, чеканкой. Высота - 26 см, диаметр - 12 см. В настоящее время экспонируется в экспозиции музея.

Яндекс.Метрика

A+AA-