Мобильная версия Версия для слабовидящих Карта сайта

Первая находка древней скульптуры Сакского времени

Майра Нуржанова – заведующая Степногорского

историко-краеведческого музея

Мир вокруг нас велик и многообразен. Он наполнен величием Прошлого и грандиозностью Будущего. Мы связующее звено между этими величинами. Все, что мы поймем, увидим, оценим, все, что станет для нас ценным и значимым, все, что запечатлится в нашей памяти и сердце – только это и найдет место в будущем. Мы несем в себе эпохи, творения, героев и собственную оценку всего этого. Как важно здесь узреть истину, не ошибиться и не поддаться заблуждениям. Мы берем в руки то, что создано не нами, и отдаем в руки тем, кто будет знать об этом только то, что мы им и скажем и объясним. Не мы начали этот путь, не мы его и закончим. Пройти достойно – вот, что в наших силах.

В 1997 году группа энтузиастов организовала археологический отряд на базе Степногорского историко-краеведческого музея. Усилиями отряда, научным консультантом которого был доктор исторических наук, профессор К.А. Акишев, было зафиксировано 12 археологических объектов различных исторических эпох. Представьте - степь, бескрайний, уходящий в необозримую даль простор, наполненный шелестом ковыля, журчанием реки и безмятежным пением ветра. Казалось бы вечный и непоколебимый как мироздание образ бытия.

Но вдруг перед нами одна за другой начинают открываться картины прошлого: стоянки каменного века, поселения и могильники эпохи бронзы, курганные поля раннего железного века и средневековья. Безмолвие открывает свои тайны...

В Степногорском историко-краеведческом музее хранится уникальное произведение древнего монументального искусства: каменное антропоморфное изваяния сакского времени.

Перед нами строки археологического отчета: «…изваяние выполнено из гранитного блока прямоугольной формы, высотой 0,9м, шириной основания 0,25м. Голова выделена выбитым углублением, заходящим частично на боковые грани.На макушке фиксируется небольшой шишкообразный выступ. Лицо изваяния подовальной формы, нижний контур обведен выпуклым валиком. В верхней половине лица рельефно возвышается нос прямоугольной формы и прямая линия надбровных валиков. Рельефность носа усилена горизонтальной подтеской поверхности лица вдоль носовых крыльев. В этом контррельефе под валиком бровей показаны круглые углубления глаз, выполненные техникой точечной выбивки. В нижней половине лица рельефно выделяются дугообразные усы и горизонтальный валик рта. Линия усов в сочетании с валиком, оконтуривающим нижнюю часть лица, зрительно формируют абрис окладистой бороды».

Каменная плита с подобием человеческого образа… «Подумаешь – находка!» - скажет обыватель, случайно остановившийся возле камня и читающий непонятные строки о профильной моделировке, иконографических характеристиках, топографике рисунка.

А если отнестись к находке, как к колоссальному источнику знаний, раскрывающему для нас жизнь, мысли, души наших ушедших предков. Предков, которые выразили себя через это изваяние. Творец, который взял в руки древний инструмент, выбрал удобное место, подобрал нужный материал. Нарисовал в своем сознании образ и приступил к работе. Не монотонной, рутинной и повседневной, а творческой и вдохновенной, превращающей шаг за шагом мертвый бездушный камень в произведение искусства. Голова, плечи, черты лица, детали вооружения и одежды – через такие образы, пусть даже символические, история персонифицируется, обретает облик и образ. Образ, который мы начинаем наполнять своими знаниями. Кто были эти люди? За что они воевали? С какими мыслями умирали? Они похожи на нас или мы похожи на них? Ведь мы ходили по одной земле, смотрели в одно небо, слышали плеск одной реки. А сколько человеческих глаз смотрели на это изваяние, сколько человеческих рук к нему прикоснулось за те века, которые отделяют нас от момента его создания. Сосредоточием какого бесчисленного количества мыслей, надежд, помыслов он стал. И все это на небольшом постаменте в небольшом краевом музее. Безграничная Вселенная, привязывающая нас к месту, именуемому Родина.

Конечно, первоочередная задача историка описание памятника, его сравнение с аналогами, определение черт преемственности и выявление функциональной принадлежности. Эти вопросы под силу решить хорошо подготовленному профессионалу, имеющему опыт подобной работы. А вот научить видеть в этом часть своего прошлого, связь эпох и близость народов, живущих в разных уголках континента – это уже не только вопрос профессионализма, но вопрос внутренней духовности и гражданской позиции.

Остановитесь рядом с этой монументальной скульптурой. Ощутите дыхание времени. Задайтесь вопросом: «А в какой «камень» ты вложил свою душу? Что после тебя он скажет твоим потомкам?»

Наверно поэтому в музеях принято говорить тихо и двигаться не спеша. Что бы с одной стороны услышать послание Времени, имя которому История, а с другой, - дать проснуться собственному внутреннему голосу, напоминающему тебе, что ты Человек в мире людей, живших, живущих и будущих.

Яндекс.Метрика

A+AA-