Мобильді нұсқа Нашар көретіндерге арналған нұсқа Сайт картасы

Құрметті қала тұрғындары мен қонақтары! Ақмола облыстық тарихи-өлкетану музейінде жөндеу жұмыстары аяқталды. Біз музейге келушілерді қабылдауға дайынбыз.

«Роль И.Есенберлина в формировании и развитии современной литературы»

Улболсын Комбатурова – заведующая

литературного музея Ильяса Есенберлина

 

До чего мудр мой бедный народ!

Кроме тебя, кроме казаха,

ни кто эту жизнь не назвал

«жалған» , то есть обманом

и миражом. Жействительно

ты, жизнь оказалась

обманчивой, быстротечной....

Прошла как один миг...(5, 280стр.)

Ильяс Есенберлин

Ильяс Есенберлин родился 10 января 1915 года в городе Атбасар Акмолинской области. Его детство и молодость совпали с печально известными событиями 1920-1930 годов, когда казахский народ пережил социальные потрясения, нищету, голод. Для Ильяса этот удар был вдвойне ощутим, так как он рано, в пять лет, остался круглым сиротой и отдан был в детский дом. Из воспоминания сына писателя Козы Корпеша Есенберлина: Бог спас отца трижды. Первый раз –когда пятилетний Ильяс осавшийся сиротой в 30-е годы, чуть не умер от голода. Тогда Советская власть организовала специальный рейд по поиску беспризорников, и мальчика забрали в детский дом. Второй раз – когда Ильяс Есенберлин получил тяжелое ранение на фронте, но выжил благодаря чуду. Третий раз когда отправили строить каракумский канал (отбывал срок) в Туркмении, где все спустя год погибали от жары, от холода и тяжелейшей работы. Но случайно начальник лагеря увидил, что отец сидел с зарядами- ведь он был специалистом по буро-взрывным работам. Тогда начальник перевел его на легкий труд, что и спасло жизнь отца.»

В детском доме будущий писатель проявил творческие наклонности, сочиняя стихи для стенгазет.

После окончания начальной школы Ильяс уехал в г. Кызыл-Орда, где учился в интернате, а затем устроился на работу в райисполком города Карсакпай. Летом в Карсакпай пришла разнарядка на курсы по подготовке в Горнометаллургический институт в Алма-Ате, и Ильяс стал студентом горного факультета. Будучи активным общественником, вступил в партию и быстро сделался в институте заметным человеком. Когда в 1937 году состоялся 1-й Чрезвычайный съезд Советов Казахстана, принимавший первую конституцию Казахской ССР, студент Есенберлин был избран делегатом этого съезда.

В 1940 году окончил Казахский горно-металлургический институт и его направили на работу в Джезказган, а осенью был призван в Красную Армию. Продолжил учебу в Рижском военно-политическом училище. Ушёл на фронт, в январе 1942 года тяжело ранен под Старой Руссой, проведя год в госпитале в Костроме, а в 1943 году был комиссован по инвалидности и вернулся на Родину . Награждён двумя медалями — «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда». С 1942 по 1947 год работал инструктором в аппарате ЦК Компартии Казахстана. С 1947 по 1951 год был директором Казахской государственной филармонии.

В 1943 году вступил в брак с дочерью расстрелянного в 1937 году наркома юстиции Хамзы Жусупбекова. С Дилярой Жусупбековой они встретились и познакомились в театре у гардеробной, это была любовь с первого взгляда. Козы Корпеш Есенберлин (Асан Номад) в своей книге «По реке жизни» в главе «Признание в любви» очень четко и тонко описывает историю любви своих родителей. История любви, которая никогда не кончается ... Жизненный путь Диляры и Ильяса – подобен течению огромной реки. (3,212 стр.) После женитьбы Ильяс привёз из Акмолинского лагеря жён изменников Родины (АЛЖИР) тёщу, вдову репрессированного наркома, чем привлёк к себе внимание органов НКВД/МГБ. В 1951 году был арестован и приговорён к 10 годам лагерей. Срок отбывал на строительстве Каракумского канала в качестве горного инженера по взрывным работам, однако уже в 1953 году амнистирован. По освобождении работал в Министерстве геологии Казахской ССР, затем начальником управления Берсугирской шахты.

Если до ареста он писал в основном стихи — поэмы «Айша», «Султан» (1945) и сборник «Песни благородства» (1949), то после перешёл на прозу: «Повесть о человеке» (1957), «На берегу реки» (1960). С 1958 года — редактор сценарно-редакционной коллегии киностудии «Казахфильм», с 1962 года — редактор Казгослитиздата, с 1967 года — директор издательства «Жазушы», затем секретарь правления Союза писателей Казахстана (1971—1975). С 1975 года полностью уходит в творческую работу, результатом которой стало создание за 16 лет 15 романов.

Писать Ильяс Бсенберлин начал еще во время войны. Первые его поэтические произведения были опубликованы в 1945 году. Но только в послевоенное время он понял, что литературное творчество — это его призвание. Переехав в Алма-Ату и устроившись на должность рядового редактора в издательство художественной литературы, Ильяс начал работу над своим первым романом «Песня о человеке». Позже Есенберлин перешел на киностудию, где оказался в кругу своих близких друзей Капана Сатыбалдина, Шакена Айманова, Олжаса Сулейменова и других известных мастеров искусства и литературы. На киностудии он отредактировал множество фильмов, написал десятки киносценариев и пьес, но, по его собственному признанию, так и не смог стать профессиональным драматургом. В фондах музея сохранилась первая афиша на художественный фильм «Сплав» (1961г.) , где сценаристом был Ильяс Есенберлин, директор картины А.Шестаков. Фильм был снят студией «КАЗАХФИЛЬМ», также фильмы снятые по сценарию Ильяса Есенберлина: «Шквал», «На диком бреге Иртыша», «Крылья песни»(1, ф.м).

Большое внимание уделял писатель изучению истории своего народа. Он штудировал научные монографии, посещал архивы, внимательно и кропотливо изучал первоисточники. Шел непрерывный процесс накопления и обработки материала для первого задуманного им исторического романа. А в 1965 году буквально за три месяца Есенберлин написал первую книгу из своей знаменитой трилогии «Каһар», а вскоре и всю трилогию, дав ей новое название — «Кочевники». Боль за свою Родину, за свой народ — вот то чувство, которое способствовало глубокому проникновению писателя в историческое прошлое своей страны. Не случайно сын писателя говорит: «В отце я видел подлинного патриота». После трилогии «Кочевники» были созданы исторические произведения «Золотая орда», «Опасная переправа», романы на темы современности «Золотая птица», «Схватка» и многие другие. За роман «Схватка» писатель был удостоен звания лауреата Государственной премии КазССР им. Абая. Роман был посвящен казахским геологам, в романе большое место отведено молодежи и воспитанию характера. «Схватка» роман о становлении казахской интелегенции.(4, 17стр.)

Произведения Ильяса Есенберлина отличаются значительностью поднимаемых проблем и смелостью их решений, колоритностью выведенных характеров. Он сумел в них по-новому осмыслить казалось бы знакомый ранее материал.

Книги Ильяса Есенберлина были востребованы читателями и в момент появления много лет назад и сегодня. Причина здесь простая: он вопреки запретам и наветам первым смог показать своему читателю уникальную и достоверную картину полной драматизма семивековой истории народа. Как сказал наш Елбасы в своих высказываниях об Есенберлине: - «Он был не только крупнейшем представителем казахской литературы, но и яркой личностью, занимающей достойное место в истории казахского народа. Среди казахстанских писателей он, пожалуй, первым посвятил свое перо острой теме борьбы казахского народа за национальную независимость и обретение государственности...» И сам, И.Есенберлин, и его произведения не вписывались в идеологические стандарты тоталитарной системы. Это не могло сказаться как на его личной судьбе, так и на судьбе его творений. Тернист и долог был путь к его читателю каждой из его книг.Но, не смотря на все трудности, он оставил после себя собрание прекрасных произведений. Есть еще одна неоценимая заслуга писателя, которая заключается в том, что благодаря многочисленным переводам его книг на многие языки мира, о казахском народе, о его героической истории и самобытной культуре узнали люди во всех континентах.

Ильяс Есенберлин.... Это имя стоит в одном ряду с гигантами творческой мысли казахской литературы и культуры. На вид не очень заметный, скромный. Всегда вежливый в общении, он был выдающимся сыном казахского народа, очевидцем тяжелых испытаний и трагических переломов 20-го столетия, донесшим правду до наших дней. До недавнего прошлого многие европейские ученые и писатели считали цивилизацию кочевников чуть ли не цивилизацией дикарей и варваров. Ознакомившись же с произведениями казахских писателей, в первую очередь с И.Есенберлиным, многие из них пересмотрели свои взгляды. Писатель сорвал ярлыки историков застойных лет, глубоко осмыслив пройденный кочевниками путь и, осмыслив его по-новому, внес свой важный творческий вклад в жанр исторического романа. В своих произведениях он блестяще показал разнополярность и многовекторность внешней политики казахских ханов на протяжении многих веков. Его литературное наследие не утратит своей актуальности, пока существует великая степь.(4, 10 стр.)

В своем дневнике Ильяс Есенберлин писал: «Хотя лет мне уже сейчас не мало, а за свою главную книгу я так еще и не принимался. Я думаю о ней давно. Да и думать было о чем, ведь я хотел воздать не роман. А эпопею. И охватывать эта эпопея должна не одну историчекую эпоху, а все основные, так сказать творческие этапы нашей истории от средневековья до современности... К написанию такой книги я готовился очень давно, почти двадцать лет, только после внутреннего осознания проблемы я смог приступить к этой важной теме» . (1,ф.м.)

Трилогия «Кочевники» впервые на русском языке вышла 1978 году в московском издательстве «Советский писатель» сто тысячным тиражом. В издании этой трилогии в московском издательстве «Советский писатель» , журнал «Простор» помог близкий друг и соратник советский писатель, главный редактор журнала «Простор» Иван Шухов. Переводчиком книги является большой друг казахской литературы Морис Симашко, а предисловие написал академик Алькей Маргулан – выдающийся историк, археолог, этнограф. Выход в свет «Кочевников» стало для Казахстана поистине эпохальным событием, если учесть что подобное явление последний раз происходило в CCCР в 1958 году, когда «Советский писатель» издавал подобным тиражом книгу Мухтара Ауэзова «Путь Абая».

Ильяс Есенберлин сегодня остается не только первым , но и самым крупным историческим писателем Казахстана. Его больше других волновали судьбы стертых с лица земли городов. Он успел разгадать много тайн в прошлом великой степи оставить хронологию событий нескольких веков , выделив наиболее знаковые фигуры.

Ильяс Есенберлин писал в своем дневнике «Когда писатель долго занимается историческим исследованием далеких времен, то люди и события прошлого сами собой материлизуются в его сознании. И он видит за всем этим только человека. Так произошло и со мной. Изучая события 19 века, связанные с ханом Кенесары, я увидел за всеми этими событиями исторического прошлого трагедию человека со всем его сложным характером, успехами и неудачами и написал роман о нем, не оправдывая его, написал, как есть. Мое внутренне убеждение: путь, пройденный ханом Кенесары, верный и оправданный, ибо это выбор народа, его чаяния, думы и мечты. Поэтому я считаю, что написал нужную книгу. Такую книгу невозможно писать, не пропуская боль и страдания своих литературных героев через свое сердце, свою душу, так как содержание книги не абстрактное, не выдуманные грезы писателя, а реальные люди и события»(2,г.в.).

Поэт и горный инженер, И.Есенберлин прозой стал заниматься довольно поздно, но за свою не очень долгую жизнь успел оставить 15 романов. Его книги переведены более чем на 30 языков мира и вышли общим тиражом более 8 миллионов! По прогнозам литературных критиков, произведения И.Есенберлина будут переиздаваться снова и снова и никогда не утратят свою притягательную силу. Разве не в этом заключается истинное предназначение мастера пера.

Список использованной литературы:

1. Материалы из фондов музея.

2. Раунак Есенберлин. Главный человек. «Комсомольская правда».

3. Асан Номад (Қозы Корпеш Есенберлин) «По реке жизни».

4. Писатель. Личность. Человек. (Сборник к 80-летию писателя).

5. Козы Корпеш Есенберлин. Сокровенное. Мысли. Изречения. Воспоминания

Яндекс.Метрика

A+AA-