Мобильная версия Версия для слабовидящих Карта сайта

Мы снова открыты для вас!

Рады сообщить, что в нашем музее успешно завершены ремонтные работы, и теперь мы снова готовы принимать посетителей.

Приходите и наслаждайтесь искусством, историей и культурой!

Ждем вас с нетерпением!

Новость

Каменноугольный лес

 

 

В больших, богатых водой низинах и котловинах, которые простирались у подножий гор и были подняты в конце девона и начале карбона в период герцинской складчатости, при исключительно благоприятных условиях, уже с конца карбона начала произрастать богатая растительность, послужившая материалом для создания залежей каменного угля — сырья, которое по-настоящему научился ценить только современный человек. К наиболее характерным типам растений каменноугольного леса принадлежат сосудистые тайнобрачные, а из них, в первую очередь, древовидные плауновые (LEPIDODEN-DRON, с его могучей разветвленной кроной, и SIGILLARIA, с кистью или кистями длинных, узких листьев) и хвощевые (EUCALAMITES, STYLOCALAMITES и CALAMITINA с мощными членистыми стволами и мутовчато расположенными ветвями с мутовками из узких листьев). Под этими деревьями-великанами, достигавшими 20—30 м высоты, в изобилии произрастали низкие мхи, печеночные мхи, кустистые и ползучие плауны и великолепные папоротники.

Здесь росли также такие папоротники, которые наподобие лиан обвивали стволы лепидодендронов, сигиллярий и др. (как, напр., MARIOPTERIS или ETAPTERIS), или такие, которые своими 10—15-метровыми стволами образовывали чудесные рощи. Стволы этих упавших лесных великанов, а также стволы древовидных папоротников обвивали своеобразные клинолистники (SPHENOPHYLLUM). Среди этих сосудистых тайнобрачных растений произрастали замечательные представители вымершего класса PTERIDOSPERMAE (например, NEUROPTERIS, LYGINOPTERIS и др.), которые, хотя и напоминали своим внешним видом папоротники, но имели уже настоящие семена. Все представители семенных папоротников (PTERIDOSPERMAE) составляют в системе растений наиболее древнюю группу голосеменных растений (GYMNOSPERMAE). Чрезвычайно обильные в каменноугольных лесах семенные папоротники не отличались большой высотой, но зато они имели необыкновенно большие вееровидные листья. Самыми высокими деревьями каменноугольных лесов были так называемые кордаиты (CORDAITES), также относящиеся к голосеменным растениям. Они достигали высоты 40 м, обладали гладким стволом и сильно разветвленной кроной с длинными лентовидными листьями. Известно несколько видов этих растений.

Приблизительно так выглядел каменноугольный лес, создававший прекрасные зеленые ландшафты около 250 миллионов лет тому назад. В настоящее время эти леса похоронены глубоко под землей в виде угольных пластов. Дорогой читатель, когда ты будешь подбрасывать в печку каменный уголь, помни о том, что перед тобою не простые камни, а остатки леса каменноугольного периода, заслуживающие большого внимания.

Плевракант и амблиптер

 

 

В водах каменноугольного периода жизнь была чрезвычайно богата. В илистом дне жили различные черви и двустворки; реже можно было увидеть ползавших по стеблям улиток, которые в это время впервые завоевали сушу; среди переплетавшихся растений двигались личинки самых различных насекомых. Часты были также различные мелкие ракообразные.

Большими хищниками в этих водах были примитивные акулы рода PLEURACANTHUS. Они обладали хрящевым внутренним скелетом, выполненным известковыми призмами неправильной формы. Нижние и верхние дуги позвонков были обызвествлены. Череп был хрящевой. Жаберных щелей у них было пять; по мнению некоторых палеонтологов они были прикрыты жаберной крышкой. Спинной плавник был длинный, он начинался за черепом и доходил до хвоста. Грудные плавники имели среднюю членистую ось с отходящими в обе стороны лучами, на брюшном плавнике самцов находился совокупительный орган.

За головой, перед спинным плавником, располагался мощный шип с зубовидными боковыми остриями. Хвостовой плавник был ассиметричен. Пасть была усажена большим числом зубов, с двумя расходящимися остриями, между которыми находилось маленькое центральное острие. В водах каменноугольных лесов в Чехословакии также жили в большом количестве эти древние акулы; в длину они достигали 70 см. Большая заслуга в исследовании этих рыб принадлежит чешскому палеонтологу проф. Антонину Фричу, который изучал их остатки из позднего карбона Ниржан, и из ранней Перми Броумова.

Эти акулы бесспорно истребляли множество других рыб, прежде всего из вымерших семейств PALEONISCIDAE и PLATYSOMIDAE. Это были более мелкие рыбки с стройным и высоким телом, покрытым крупной ромбической чешуей и мелкими зубками в пасти. Эти рыбы жили в большом количестве в Чехословакии в болотных водах позднекаменно-угольной и раннепермской эпох. Наиболее распространенным был род AMBLYPTERUS с его многочисленными видами.

Меганевра

 

 

Сквозь розовую дымку зари сияло горячее солнце в позднекаменноугольную эпоху. Золотые стрелы его лучей изгоняли остатки тумана из густых зарослей причудливых древних растений. Поистине сказочный ландшафт возникал в лучах зарождающегося дня! Здесь было бесконечное множество островков, соединенных лабиринтом проливов; здесь была хаотическая смесь мелких озер, болот и суши. С болотистой почвы поднимались высокие рощи гигантских каламитов; из сырой почвы береговой полосы воздымались к небу стройные, покрытые рубцами стволы лепидодендронов, увенчанные громадными кронами, или родственные им сигиллярии, колоннообразные стволы которых были также покрыты рубцами — следами опавших листьев, и венчались султанами длинных мечевидных листьев.

Тут и там были видны прекрасные древовидные папоротники и стройные кордаиты, выделявшиеся своей темно-зеленой листвою. По стволам некоторых деревьев-великанов, подобно большим зеленым змеям, тянулись вверх различные лиа-ноподобные папоротники, большие веерообразные листья которых развевались в влажном воздухе, подобно чудесным зеленым кружевам. А всюду внизу из влажной почвы поднималась непроходимая гуща низкорослых растений; там же, где бури сломили и выкорчевали деревья-великаны, стоял молодняк из каламитов, лепидодендронов и сигиллярий.

Зловещая гнетущая тишина стояла над этим болотным ландшафтом. Однако это не означало, что здесь отсутствовала животная жизнь. Среди густой листвы низкорослых папоротников высматривали свою жертву различные древние скорпионы и пауки, под разлагающимися остатками растений находили себе приют бесчисленные древние тысяченожки. Были также богато представлены первые насекомые (в особенности из группы PALAEODICTYOPTERA), которые обладали еще целым рядом примитивных черт строения. Они дали начало насекомым более совершенного и современного типа. Эти более высоко организованные формы были здесь представлены крупными тараканами, причудливыми предшественниками кузнечиков, поденками и др. Некоторые из этих более высоко организованных насекомых достигали значительных размеров; великаном среди них была стрекоза меганевра, размах крыльев которой достигал 75 см!

Панцирноголовые

 

 

Леса каменноугольного периода с их многочисленными болотами были также родиной своеобразных земноводных, так называемых панцирноголовых, произошедших в девоне от кистеперых рыб. Эти земноводные изобиловали в древних лесах. Они были настолько характерны для верхнего карбона и нижней перми, что обе эти геологические эпохи мы можем с полным правом назвать периодом царства земноводных, притом не только из-за их обилия, но также и потому, что в то время они действительно владели всем миром и дали ему характерных отпечаток.

Панцирноголовые обладали различной величиной и различной формой тела: одни походили на тритонов или ящериц, другие на крокодилов и змей. Их тело было покрыто панцирем, состоявшим из мелких чешуек или палочек; у некоторых форм значительных размеров панцирь состоял из больших толстых костных щитов. Голова панцирноголовых была плоской, большею частью треугольной; пасть была вооружена острыми зубами. Они были хищниками, не щадившими даже своих детенышей. От ныне живущих земноводных панцирноголовые отличались большим числом черепных костей, которые полностью закрывали череп сверху, или, лучше сказать, его покрывали (отсюда их название) теменным отверстием, характерным строением плечевого пояса, лабиритодонтными зубами и исключительным развитием панциря на туловище. Взрослые панцирноголовые жили, главным образом, по сырым берегам болот и озер, где в зарослях древних растений они ловили много червей, тысяченожек, личинок и других мелких животных. Большие панцирноголовые охотились главным образом за рыбами. Яйца панцирноголовые откладывали в воду; из них вылуплялись личинки, дышавшие наружными жабрами.

Эти интересные земноводные жили также в большом количестве и в чехословацких каменноугольных и раннепермских болотах. Их исследованию мы очень многим обязаны профессору Антонину Фричу. На картине изображен тихий уголок болота позднекамен-ноугольного возраста близ Ниржан в Чехии. На плоском камне отдыхает темноокрашен-ный «BRANCHIOSAURUS» SALAMANDROIDES, ниже лежит MICROBRACHIS PELICANI, с маленькими конечностями. В середине на камне можно видеть UROCORDYLUS SCALARIS, занятого ловлей насекомого, в то время как второй экземпляр этого вида наблюдает за неожиданно появившейся змеевидной DOLICHOSOMA LONGISSIMUM.

Эдафозавр

 

 

Поверхность болота позднекаменноугольного возраста светилась в золотых лучах солнца. На топких берегах болота стоял стеною, отражаясь в его серебристой глади, как в зеркале, лес, образованный гигантскими лепидодендронами. Его отражение прерывалось лишь в тех местах, где из мелких прибрежных вод поднимались каламиты. Их мощные, высокие и членистые стволы, с многочисленными мутовками ветвей и узких листьев, крепились в мягкой болотной почве мощными, во все стороны разветвляющимися корнями. Низкие папоротники и ковры из мхов и печеночных мхов покрывали своей зеленью сырые расселины в камнях. Этот ландшафт, полный сказочной красоты, украшали также древовидные папоротники с гигантскими веерообразными листьями, располагавшимися рядами по бокам ствола.

Под высокой темной скалой отдыхает удивительного вида большой ящер EDAPHOSAURUS, в то время как другой стоит поодаль на большом камне. Эти своеобразные ящеры своим сказочным видом хорошо гармонировали с ландшафтом. Главным характерным признаком этих ящеров был высокий спинной гребень, состоявший из длинных костных шипов с боковыми отростками; эти шипы представляли удлиненные отростки позвонков. Хотя на вид этот ящер был страшным, он представлял безвредное растительноядное животное, о чем свидетельствуют его зубы. Этот ящер жил в позднем карбоне и ранней перми, как в Европе, так и в Северной Америке. В Чехословакии остатки эдафозавров были обнаружены близ Ниржан в Чехии и близ Росиц в Моравии. Слои с остатками эдафозавров в обоих местонахождениях позднекаменноугольного возраста. Однако есть основание предполагать, что этот удивительный гигантский ящер жил в Моравии также и в раннепермскую эпоху. Об этом свидетельствует находка крупных следов ног, недавно сделанная в раннепермских песчаниках в Иванчицах недалеко от Росиц. Конечно это лишь предположение, так как не исключена возможность, что эти следы принадлежат какому-то большому панцирноголовому.

Мосхопс

 

 

Большая часть южной Африки покрыта отложениями, которые в геологической и палеонтологической литературе обозначаются как «формация Карру». Этот комплекс отложений, состоящий из чередующихся различно окрашенных сланцев, мергелей и песчаников континентального пр оисхождения, имеет мощность около 5000 метров. Он образовался за большой отрезок времени — с конца пермского периода и до начала юрского. Континентальные отложения того же геологического возраста известны также и из других мест южного полушария, а именно, главным образом, из Южной Америки, из Австралии, а также из Индии. Все эти местонахождения представляют сейчас остатки прежнего обширного единого южного материка, названного Гондваной.

Этот пермотриасовый материк а вместе с ним и другие области, прежде всего пермское Предуралье, были родиной очень странных древних пресмыкающихся, которые иногда отличались интересной смесью признаков древних земноводных (панцирноголо-вых), пресмыкающихся и млекопитающих. Эти пресмыкающиеся образовывали в то время на Гондване большое богатое различными формами сообщество, которое так же интересно, как, например, более поздние сообщества юрских или меловых пресмыкающихся или третичных млекопитающих. Это были пресмыкающиеся самых различных размеров, внешнего вида и образа жизни. С точки зрения эволюции позвоночных эти пресмыкающиеся представляют большой интерес: как раз среди них появились типы (группа иктидозавров), из которых развились первые млекопитающие.

В южной Африке в пермском периоде жило большое количество гигантских громоздких форм, которые образовали ряд самостоятельных, но зашедших в тупик эволюционных ветвей. К ним относится мосхопс, достигавший в длину 2 м. Он жил в средней перми на берегах пустынных рек с бедной растительностью, которая служила ему пищей.

Яндекс.Метрика

A+AA-