Международная экспедиция из Казахстана в Монголию
Международная экспедиция из Казахстана в Монголию
Основной раздел данной хроники знакомит с интересными моментами международной экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» из Казахстана в Монголию. Символом экспедиции стали две великие личности в истории тюркских народов: Тоныкок и Абылай, которых в тысячелетнюю эпоху объединила Тюркская цивилизация! Именно здесь, в самом центре огромного континента Евразии зародилась древняя Тюркская цивилизация, внесшая неоценимый вклад в развитие мировой истории человечества. Основной целью данного экспедиционного проекта явилось установление международных научных связей, диалога с общественностью, представителями крупнейшей Казахской диаспорой Западной Монголии. Посещение исторических мест в Азии, связанных с мировыми средневековыми державами – Великой Тюркской империей и империей Чингисхана. От Жошы хана – основателя государства с 800-летней историей «Ұлық Ұлыс», ведется генеалогия всех казахских ханов, в том числе и великого хана Абылая, резиденция которого «Хан ордасы» находилась в историческом Кокшетау. Именно с Кокшетау начинался сакральный путь Абылая «Хан жолы», сыгравший важную роль в развитие международных отношений.
В мировой истории человечества существуют свыше 3000 живых языков, но лишь около 200 из них обладают письменностями. В числе избранных – казахский язык, произошедший от древнетюркского. У нас представилась возможность ознакомиться с памятниками мировой культуры и письменности, посетить исторические места, связанные со знаменитыми личностями в Евразийской истории: Культегина, Тоныкока, Бильге кагана, Чингисхана и других, в том числе и последнего правителя Джунгарского ханства Амурсаны, союзником и защитником которого выступил казахский хан Абылай. Посетить все известные музеи от Республики Алтай до Монголии и Сибири, экспедицию международной Тюркской Академии «Номгон» и Казахский Курылтай в «Баян-Өлгей». Значимым явилось установление контактов в научной сфере. Данная экспедиция состоялась под руководством автора идеи Мурат кажы Ыдырысулы. Протяженность маршрута по территории трех стран в направлении: Казахстан – Россия – Монголия – Казахстан составила около 10000 километров.
Сегодня 10 июля 2023 года, 7-й день экспедиции, и мы находимся в монгольском г. Гоби-Алтай. В девять утра на термометре +20 градусов, но фактически ощущается как +25, так как солнце уже высоко над горизонтом. Гоби-Алтай, расположенный на юго-западе страны является административным центром одноименного аймака Монголии. Именно здесь находится огромный массив барханных песков под названием «Монгол-элс». Фото автора: Б. Бейсенбайкызы. Как известно, пустыня Гоби условно делится на несколько частей. Южнее аймака Гоби-Алтай находится «Заалтайский Гоби» с горными массивами, что в целом и характерно для монгольского ландшафта. На юго-западе Гоби-Алтай является государственной границей между Монголией и Китаем. Интересно, что лишь небольшая часть пустыни песчаная, «остальная же часть покрыта редкими пучками травы, но достаточно многочисленной, чтобы прокормить разбросанные стада коз, овец и двугорбых верблюдов». Словно сама природа создала пустыню Гоби для номадического образа жизни и ведения кочевого скотоводства – основной отрасли материального производства Монголии. Как отмечалось во втором разделе хроники «С исторического пути «Хан жолы» на Запад Монголии», в пустыне Гоби, простирающейся от западной части страны есть удивительные оазисы, которые в свою очередь и привлекают туристов, путешественников со всего мира.
Со слов проводника экспедиции Онерхана Кабая, монголы рационально используют свою пустыню. Именно во время прошедшей не так давно пандемии, Монголия начала развивать внутренний туризм. В связи с закрытием границ, халха-монголы стали приезжать в Казахский край «Баян-Өлгей» – своеобразный оазис в пустыне Гоби. Ведь именно здесь находятся Алтайские горы с пятью вершинами «Бесбоғдатау» и пик Кейтэн, самая высокая точка Монголии – 4374 м. Приезжающие туристы воочию могут увидеть древнетюркские памятники – баба-тасы и знаменитый казахский промысел – охоту с птицами. Именно здесь живут династии беркутчей, многие из которых кстати, вернулись на историческую родину в Казахстан, другие же ежегодно приезжают на международный турнир «Қаңсонар» в Кокшетауском регионе, в честь известного беркутчи Батырхана Масипа. Мы же будучи на западе Монголии, встречали здесь местных туристов из Улан-Батора и других городов. Таким образом, Казахский край «Баян-Өлке» является привлекательной зоной для развития как внутренного так и международного туризма Монголии.
Путь экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» продолжается в юго-западном направлении. Во второй половине дня, ближе к трем часам проезжаем реку Байдраг-гол и останавливаемся на перерыв. Делаем несколько снимков, один из которых представлен на первом, титульном листе раздела хроники «Международной экспедиции из Казахстана в Монголию». Фотоколлаж данного ландшафта в пустыне Гоби, с рекой Байдраг-гол сделан автором этих строк. По сведениям открытой энциклопедии, река длиною 295 км начинается на южных склонах хребта Хангай и впадает в озеро Бооне-Цагаан-Нуур, протекает по территории аймака Баянхоргор, устье же реки расположено в долине озер северных предгорий Гобийского Алтая. По мнению ученых, именно здесь находится монгольская аномальная зона, которую называют «феноменальным местом на Земле». Именно здесь происходят очень сильные, быстрые колебания погоды, мгновенно отражающиеся на всем континенте. Самый мощный из эпицентров или бароцентров карты Северного полушария мира находится над Западной Монголии, географически к которому относится и самый западный аймак страны – Баян-Улгий. Второй такой эпицентр находится над северо-западом Гренландии, третий в Альпах, на севере Италии, и наконец, четвертый бароцентр расположен над Эльбрусом. Приведенные выше данные сформулированы ученым-физиком Э. Бородзичем.
С рекой Байдраг-гол, в некоторых источниках Байдрак-гол, протекающей через Гоби связано много народных легенд. На древнетюркском и казахском языках река называется «Байтарақ». Со слов научного руководителя Турсынхана Закенулы, именно эти места – Алтайские горы и реку Байтарак он описал в своем романе «Көк бөрілердің көк жасы», сопоставляя топонимы по географическим картам, используя исторические источники, в том числе и «Чингизнамэ». Гидроним вышеназванной реки происходит от антропонима, и по мнению ученого, от имени девушки Байтарак, принадлежавшей роду Найман. Действия, разворачивающиеся в романе связаны и с этой местностью Монголии, которое в 1199 году посещал Чингисхан, носивший в то время еще имя Темучин. За роман «Көк бөрілердің көк жасы» писатель-ученый Т. Закенулы получил литературную премию Казахстана. И вот сейчас, почти четверть века спустя, смог посетить исторические места в качестве научного руководителя международной экспедиции, по приглашению автора идеи Мурата кажы Ыдырыса.
За сегодняшний день третий раз идет сильный дождь, точнее сказать, ливень, и небо затянулось тучами. Путь экспедиции продолжается по территории Уверхангайского аймака Центральной Монголии. Эта местность отличается разнообразной растительностью. Здесь, недалеко от города Арвайхээра, который проводник экспедиции по-казахски называет «Арбай қаласы», мы посетили «Музей лучших лошадей», расположенный под открытым небом в Степи. При входе над прямоугольной аркой на монгольском читаем название: «Монгол тумний морины «Их Шуттэн». Установленные на постаментах многочисленные статуи лошадей, изготовленные из бетона, возвышаются словно монументальные памятники. Посетив со всеми музей под открытым небом, мы фотографируемся на память с Турсынханом Закенулы и Куралай Апет. Архитектура данного комплекса, обрамляющая непосредственно скульптуры лошадей, напомнила мне элементы, схожие с буддийской архитектурой. Халха-монголы в большинстве своем исповедуют буддизм – одну из древнейших религий в мире. Впереди же нас ждет Каракорум, бывшая ставка-резиденция Чингисхана.
Как известно, генеалогия основателей Казахского ханства – төре-чингизидов ведется от правителя «Ұлық Ұлыс» Жошы хана. Государства, существовавшие на огромных просторах Казахстана в различные периоды являются частью истории древней Казахской государственности. Одним из таких периодов является так называемый золотоордынский, связанный с эпохой чингизидов – потомков империи Чингисхана, существовавшей на просторах Евразии в средние века. Известно, что в Х-ХІ веках на территории Казахстана шел процесс этнополитической консолидации под эгидой кыпчаков, который был прерван монгольской экспансией. Завоевав территорию тюркоязычных и других народов, монголы как ни парадоксально, были ассимилированы тюрками: переняли их язык, культуру, государственный и политический строй, заложенный в эпоху Тюркской цивилизации. Казахский язык – один из древних и богатых языков, относится к кыпчакской подгруппе тюркских языков в системе тюркского суперэтноса. Вместе с тем, по мнению выдающегося ученого, лидера «Алаш» Алихана Бокейхана, казахский этнос на политической арене мира появился в ХІІІ веке – эпоху средневековья! Принято считать, что кыпчаки в ХІІІ-ХV веках составили основное ядро казахского народа, в который впоследствии вошли и другие племена. Таким образом, казахский народ является тюрко-монгольским этносом.
Несмотря на то, что представители казахского этноса и монгольского этноса являются азиатами, антропологически они отличаются друг от друга. Согласно официальных источников, современные казахи представляют казахстанский вариант тураноидной расы, с выраженными чертами европеоидной расы. Соотношение двух компонентов в антропологическом типе современных казахов составляет: европеоидность – около 30 %, монголоидность 70 %. Физиологический тип современных казахов имеет собственный статус среди антропологических типов народов Евразии.
Сегодня, члены экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» остановились в местности, специально предназначенной для туристов и путешественников. На заднем плане виднеются Хангайские горы в Монголии, которые по другим источникам являются продолжением Алтайских гор. Автор этих строк придерживается версии Алтая, так как ороним Алтайских гор встречается на «вечном камне» большой надписи «О Культегин батыре». Природный ландшафт дополняют юрты, установленные вдали, туристы же воочию могут увидеть двугорбых верблюдов, ловчих птиц, приобрести сувениры и сфотографироваться с халха-монголами, представленных в национальных костюмах – дэгэл, который также носят буряты и многие другие народы. Мы же не раз здесь встречали местных в национальной одежде, причем и молодых, и старших. Со слов этнического казаха Кабая Онерхана, каждый день такую одежду ойраты и халха не носят, а надевают лишь в дни национального праздника Наадам, ежегодно отмечаемого в Монголии.
«Казахи и монголы являются самостоятельными этнополитическими и историко-географическими субъектами. Процесс формирования казахов в нацию происходил в географическом пространстве от Алтая до Атырау, от западной Сибири по семиречью – Жетысу. А исконной территорией монголов является Центрально-Монгольское трехречье «Гурван гол»: Хэрлэн, Онон и Тула. Каждый из них имеет собственную историю и собственных лидеров. Таким образом, казахи и монголы самостоятельные творения истории. Следовательно, их корни в отдельности нужно искать в их собственном этногеографическом пространстве», - писал в своих трудах профессор К.Зардыхан, происходивший из Казахского края Монголии.
День 11 июля 2023 года для нас, участников экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» стал своеобразным кульминационным днем. Именно в этот день, мы посетили знаменитые на весь мир памятники Великой Тюркской цивилизации. Данный комплекс находится на побережье реки «Көкшин-Орхон», в северном направлении от Каракорума. Именно здесь правили легендарные тюркские лидеры: Бильге каган, Культегин и Тоныкок, последний из которых стал символом международной экспедиции из Казахстана в Монголию. На этом снимке, мы запечатлены с логотипом экспедиции и Государственным Флагом Казахстана. Здесь же, на фоне уникальных памятников мировой культуры записывается интервью с руководителем, автором идеи «Абылай ханның қара жолы» Муратом кажы Ыдырысулы и научным руководителем Турсынханом Закенулы для телевизионного фильма «Түркі әлемін түгендеп».
Из истории известно, что великий правитель Бильге каган, живший в VІІ-VІІІ веках, вместе с родным братом Культегином, сражаясь за народ и землю, стал основателем государства тюрков эпохи Степной цивилизации. Сохраняя единство древнетюркских этносов и покоряя народы, Бильге хан создал Великую Тюркскую империю, заложив основы новой идеологии, направленной на консолидацию тюркских этносов. Таким образом, в последующие века, древние тюрки сыграли важную роль в этногенезе и культурогенезе казахского этноса. Многие топонимы, появившиеся в Тюркскую эпоху, сохранились до наших дней, как на территории Казахстана, так и на территории Монголии.
Самым удивительным для нас явилось то, что исконное название реки, где воздвигли средневековые памятники Тюркской империи – «Көкшин-Орхон»! Символично, что экспедиция «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін», стартовавшая из «Көкшетау», в основе своего топонима «Көк» – «Көкше» созвучна с древнетюркскими сакральными понятиями: «Көк Түркі», «Көк Тәңірі»! Известно, что древние тюрки именовали себя как: «Көк бөрі емген, Көк Тәңірге сенген түркіміз». «Көк» в переводе с казахского означает: небо – небосвод – небесную силу – Создателя, и затем лишь цветообозначения: синий, голубой и все другие производные значения. В мировоззрении тюрков сакральное понятие «Көк» идентично с Тенгри – «Тәңір», которое с казахского переводится как: «Бог, Создатель, Всевышний».
Если же говорить об «Ашина», то слово, имеющее иранскую этимологию, обозначает синий цвет, что аналогично древнетюркскому понятию «Көк». По всей видимости, аристократический род Ашина, составивший основу тюркских родов в эпоху гуннов, впоследствии распространившихся в Центральной Азии, и дал название вышеназванной реке. Таким образом, этноним тюрков «Көк», «Ашина», со временем трансформировавшись в сокращенную версию «Көкшин» и стал гидронимом реки «Көкшин-Орхон». Вторая же часть словосочетания, по мнению исследователей, также происходит от слияния двух слов «Арий-Ғұн», и в сокращенной версии «Аргун», «Орхун», «Орхон». Распространенный тюркский этноним «Арғын», представляющий вместе с другими один из крупных родов в составе казахского этноса, имеет по-видимому, общую этимологию. Гидроним же реки в полной версии звучал вероятно как: «Көк-Ашина-Арғұн», который впоследствии и дошел до нас в сокращенной версии – «Көкшин-Арғұн».
Именно здесь, на берегу реки Кокшин-Орхон, на возвышенности, которую сейчас называют Кошо-Цайдам и находятся знаменитые памятники Тюркской эпохи. По мнению исследователей, место у реки «Көкшин-Орхон», выбранное правителями Тюркского каганата оказалось удачным: «близость к ставке-резиденции правителей, нынешний Кара-Балгасун; доступность со всех направлений, благоприятная долина, огромная площадь; близость к реке и одновременно достаточная высота, чтобы избежать затопления; пологий подъем с южной стороны, удобный для размещения временной ставки правителя. Спокойный ландшафт с его внешним отсутствием разнообразия позволил Бильге-кагану сказать, что он поставил памятник брату Культегину на «величественном месте».
«В священной истории Степи «Көк Мәңгі Тәңір» – Всевышний Творец, Вечный Создатель! «Көк түркі» вернее переводить как «знатные тюрки, небесные тюрки». Сущностное значение сакрального понятия «Көк» – это «Начало Жизни», отсюда понятие – «Көк шықты». Следовательно, Көк изначально понималось как «Трансцендентальное Сущее Начало и вбирало в себя Пространство (Космос – Небо), Жизнь (Природа – Жизнь) и Человеческое («Адамгершілік»). Таким образом, «Көк» является исходной константой Тюркской картины мира, Миром культуры и квинтэссенцией смыслов. Креативность КӨК в древнетюркской этимологической семантике, согласно которой «күй», фонетически производное от «Көк» – высокое состояние, настроение, настрой, подъем». Не случайно, священный цвет тюрков «Көк», использовавшийся в их знаменах, нашел свое закономерное продолжение в Флаге Независимого Казахстана. («Тенгрианство как феномен Тюркской духовности». К. Бегалинова, Б. Кокумбаева. 2020). И наконец, интересный факт: сегодня в богатом казахском языке насчитывается 271 слова с сакральной основой «Көк»!
Возвращаясь к реке с тюркским названием «Көкшин-Орхон», которую сейчас называют притоком р. Орхон, официально нигде не упоминается, а встречается лишь в исторических архивных источниках. По всей видимости, исконное тюркское название реки Орхон – «Көкшин-Орхон», притоками которой являются: Тамир, Тола, Кара, Еро, гидронимы которых имеют тюркскую этимологию, но сейчас уже с монгольским окончанием «гол», подразумевающим собственно реку. Касательно же первой части топонима «Көкшин-Орхон», мы также можем предположить его происхождение из двух тюркских, но по сути казахских слов: «Көк» и «шын», семантика которых при слиянии в данной интерпретации означает: «Истинное Небо», «Создателя – Тенгри».
«КӨК» – это символ Тюркской цивилизации, концептуальная основа государственной идеологии. Именно поэтому древнетюркская элита, представители аристократии называли себя: «Көк», «Тәңір», «Көктің алыбы». Смена же одной буквы в вышеназванном топониме на «шың», семантически означает пик горы, к примеру, «Көкше шыңы» – вершина горы Кокшетау в системе одноименных Кокшетауских гор, представленных на данном фото. И в переносном смысле – наивысшее достижение. Именно в эпоху Тюркской цивилизации появился сакральный топоним «Көкше» – «Көкшетау», о чем свидетельствуют средневековые письменные источники, в числе которых знаменитая книга «Қорқыт ата Кітабы» (VІІІ-ІХ вв.). Об этом писал в научных трудах выдающийся казахский ученый А. Маргулан. Таким образом, есть все основания говорить о 1000-летней истории земли «Kokshetau», которую путешественники называли «Высокогорной страной Кокшетау», уединенной со своими историческими научными ценностями и загадками среди севера бескрайней Казахской Степи».
Ставший символом экспедиции «Абыз Тоныкөк», даже в имени своем имеет сакральное слово «Көк», встречающееся в тамгозначных изречениях. В подтверждение приведем его слова, оставленные на вечном камне: «Я – Тоныкок, провозгласил кагана, По воле Тенгри, правом обладая. И Елтересу присягнул, как хану. Народ, его каганом называя. Повел я войско, где река «Көк-Онг», имеет бурное и сильное теченье. Преодолеть ее отряд мой смог, Мы двигались к родному Отюкену. И победили малым их числом, Поскольку помогал нам Тенгри бог!» («Жыр жауһары». «Два тысячелетия поэзии». М. Магауин. Перевод с казахского языка. О. Жанайдаров, 2008). По мнению исследователей, с ссылкой на средневекового ученого Рашид-ад-Дина, в окрестностях Каракорума, где останавливалась экспедиция «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» находилось 10 рек, под общим названием Онг-Орхон, и обычно, первое слово с монгольского переводят как «часть». Однако, если мы обратимся к главному источнику Тюркской империи – письменным тамгозначным памятникам, и в частности, к надписи Тоныкока, то здесь автором приводится «Көк-Онг», а также реки Ана, «Ертіс», топоним Отюген, то есть «Өтеген» – столица каганата, где впоследствии был основан Кара-Балгасун, гора Кегмен, земля тюрков «Алтын», то есть «Алтай», народ «Он оқ бұдын», далекая «Арқу», под которой подразумевался север и тюрки-сиры, то есть кыпчаки, впоследствии составившие основу казахского этноса. «У Капагана есть страна великая, и есть народ великий сиров-тюрков! Теперь воссел на трон Бильге каган. Народы тюрков и огузов возвышает он...». По мнению А.Ташыгала, Отюген являлся исторической столицей тюрков, был центром гуннов, «көк» тюрков, а также уйгур. Таким образом, локализация вышеназванных рек в данной местности, позволяет говорить о том, что их общим названием в полной версии, являлся гидроним «Көк-Он-Арғұн», имевший отношение и предкам тюрков – гуннам. Впоследствие же основа этого тюркского топонима встречается уже в сокращенной форме.
Что касается тюрков-кыпчаков, упоминаемых в древнетюркских памятниках, то известный казахстанский ученый Каржаубай Сарткожаулы, с ссылкой на Г. Рамстедта, прочитавшего в начале ХХ века слово «кыпчак» в эпитафии Елетмиш Бильге кагана – правителя Объединенного Тюркского каганата, в статье «Тюркские правители», в качестве примера приводит именно этот памятник: «Селенгинский камень», в котором говорится, что тюрки-кыпчаки властвовали в этих краях пятьдесят лет».
Как известно, самым древним тюркским языком считается язык гуннов, который появился в ІІІ веке до нашей эры. Доказательством тому является следующий факт: в эпоху гуннов, беков называли «Таң ері», «Көктің алыбы», что буквально означает правителя, находящегося на вершине общественного социума, и в переносном смысле Создателя – «Көк Тәңір». Гуннов – хунну принято считать прототюрками. Однако, есть редкие сведения о том, и в частности китайских источниках, что этот народ себя называл тюрками! (А.Маргулан, 1985). Фото автора: Б. Бейсенбайкызы.
«Көк Тәңір» или Тенгри в мировоззрении казахов прошлых веков – это Аллах, Құдай», - писал в своих научных трудах ученый Шокан Уалихан, правнук великого хана Абылая, в честь которого проводится международная экспедиция. Семантика этого словосочетания ассоциировалось с небесной обителью и означала самого Всевышнего. Синонимы «Көк, аспан, шың» – небо, вершина, пик горы, подразумевали не просто восхождение, но и духовный путь к вершине Самопознания, Самореализации. Самое удивительное, что планета с Космоса во Вселенной выглядит небесно-голубой, поэтому Землю так и называют «Жер – Көк планетасы». «Жер – Көк ғаламшары»!
«Наши предки – древнетюркские племена, обладавшие своеобразной, достаточно развитой культурой и письменностью, смогли еще в древнейшие столетия создать вечные памятники словесного искусства. Самые известные из них клинописные эпитафии (VІІ-VІІІ века) о Культегине, Тоныкоке и Бильге кагане – лидерах тюркского народа. Богатство содержания, глубина мысли и чисто художественные достоинства этих надписей на камнях свидетельствуют о высоком уровне, которое достигло искусство слова среди древних тюркских племен. Многие художественные образы, крылатые слова, меткие сравнения, содержащиеся в надписях на каменных стелах в честь Культегина, Тоныкока, Бильге кагана, и поныне бытуют в казахском языке», - констатирует писатель-исследователь М. Магауин.
Древнетюркские памятники в честь Культегина и Бильге кагана, как отмечалось выше, расположены на берегу реки «Көкшин-Орхон» в степях Центральной Монголии. Полвека назад комплекс памятников при поддержке ЮНЕСКО взят под защиту государства. Четверть века спустя здесь велись совместные монгольско-турецкие археологические раскопки под руководством Д. Баяра. В комплексе тюркских каганов были найденные предметы из золота, серебра и драгоценных металлов. Эти уникальные находки прежде не встречались при исследовании комплекса памятников тюркских правителей, представителей аристократии. Количество найденных изделий составляет 1878 штук, из которых 17 видов – это изделия из серебра, 78 золотых изделий двадцати видов и 26 предметов из драгоценных камней. //TurkBitig//bitig.kz// Особую ценность представляет тюркская золотая корона, инкрустированная драгоценными камнями, декорированная растительным орнаментом, изготовленная из тончайшего золота в виде пяти лучей», принадлежавшая тюркскому кагану – Бильге хану.
В историографии Тюркской эпохи касательно датировки памятников, среди исследователей, тюркологов не раз возникали дискуссии, выдвигались различные теории. В ХІХ веке высказывалась гипотеза о принадлежности тамгозначных памятников к эпохе Гуннов и даже Сакской цивилизации!?
Сегодня же в современной тюркологии мы наблюдаем тенденцию к интеграции. В этом большая роль принадлежит ученым из тюркоязычных стран, в числе которых известный казахстанский ученый, ведущий научный сотрудник Института Востоковедения им. Р. Сулейменова Министерства образования и науки РК, старший эксперт Международной Тюркской Академии – Напил Базылхан (на фото – справа), в данное время работающий в составе международной археологической экспедиции «Номгон». Уникальная древнетюркская письменность называется «Түркі бітік», которой пользовались все тюркские народы. Именно тамгозначный bitik, bitig, а не руническое письмо, как трактовалось европейскими и советскими историками.
«Древнетюркский bitik был понятен и доступен всем тюркским этносам того времени и распространился по всем регионам Тюркской империи. Вся официальная документация велась именно на этой письменности», - комментирует ученый Н. Базылхан. Хранитель золотой тамги-печати кагана именовался «тамгачи», делопроизводитель назывался «битикчи». Памятники тюркской письменности (часто их называют Орхоно-Енисейско-Таласской) распространены были на огромном географическом пространстве. Вследствии этого исследователи в обязательном порядке называли памятники именами тех рек, озер, земель, где они впервые были обнаружены. Территория обнаружения тюркского тамгозначногоbitikа – это современные Монголия, Казахстан, Алтай, Тува, Хакасия, Бурятия, Саха-Якутия, Восточный Туркестан, Кыргызстан, Узбекистан, Северный Кавказ и Восточная Европа, Вообще, первые сведения о древнетюркских памятниках восходят к ХVІІ-ХVІІІ векам. Их открыли путешественники, востоковеды Сибири. Они то ошибочно полагали, что это руны-тайны и называли их рунической письменностью из-за схожести их с германскими рунами. Но лишь в 1893 году (В. Томсен, В. Радлов) начали разгадывать таинственные надписи долин рек Енисей, Талас, Орхон, Селенги, Алтая, что оказало сильное влияние на развитие мировой тюркологии. В одном древнетюркском письменном памятнике Алтай назывался «Altyn yis» – «Золотая земля», «Сакральная земля». Именно на этой горной системе широко распространены Сакские величественные элитные курганы, древнетюркские святилища, петроглифы, культовые поминальные комплексы, каменные изваяния и различные надписи тюрков на скалах и стелах. В настоящее время, в районе Алтайской горной системы, на территории четырех государств: Казахстана, Монголии, России и Китая зарегистрированы 112 надписей, написанных древнетюркскими тамгозначными письменами», - резюмирует ученый Н. Базылхан.
Великая Тюркская цивилизация! В чем же заключалась ее особенность? Как известно, прародиной тюрков является Алтай. Географический ландшафт цивилизации охватывает огромную территорию от Центральной Азии до Западной Европы. «Начиная с Гуннской империи, в состав которой входили и представители саков, Тюркские государства формировались на основе первого в истории человечества закона: «Земля – это основа государства», принятого основателем Гуннской империи – Мете ханом (Модэ), жившего в 234-174 годах до н.э. «Тәңір Құт».
«Преобладающей формой организации власти тюрков являлся кочевой тип государства, просуществовавший в разных формах с середины І тыс. до н.э. до ХVІІ века. Тюрки создали по всей Евразии свыше десятка оригинальных государств-империй. Особенность Тюркской цивилизации состояла в том, что тюрки, как никакой другой этнос, были великими стратегами-организаторами и идейными консолидаторами народов, соединяющих Евразийское пространство в некое синергетическое целое. Такая реализация интеграционных процессов под эгидой тюркских народов на территории Евразии определила широкий ареал распространения Тюркской цивилизации. В начале ХХ века некогда типологическая единая тюркская государственность распалась на ряд национальных государств, наследовавших тюркский этногенетический субстрат, но кардинально сменивших систему государственного устройства и управления. В политической строе тюрков существовали сложные формы общественного бытия и социальные институты – ел (эль), удельная система, дипломатия. Достаточно жесткой была социальная дифференциация, иерархия чинов и военная дисциплина. В результате был сформирован слой общества, который сконцентрировал исполнительные и административные функции.
Тюркский мир объединяет исконное языковое родство – тюркскую этноязыковую общность, сформированную на территории Алтая и Степях Азии в І тыс. до н.э. Тюркский мир представляет собой этническую общность, известную с VІІ века до н.э. Антропологически тюрки относятся к монголоидной и европеоидной расам, причем в большей мере распространены переходные формы. Среди антропологических типов доминирует смешанный тураноидный тип. Представление о Тенгри – главном божестве было распространено у всех прототюркских и тюркских народов. В образе «Тәңір» объединились различные ипостаси Мироздания тюрков: Мир как Абсолют и как видимая, осязаемая реальность, включающая «Көк» – Небо, Солнце, Луну и Землю; Мир как божественно-космическое образование; наконец, Мир как совершенная Гармония – идеал. Тюркская цивилизация имела не только письменность, но и собственный алфавит. У тюрков характер передачи имел два основных направлений: первый – письменный, был связан со сферой государственности, второй – устный – с повседневной жизнью людей. Имея одну из самых древнейших письменностей, приоритетным основанием для тюркского мира все же служила устная передача, которая и становилась основой коммуникаций и межпоколенной связи. Преобладание устного способа передачи информации во многом обусловлено кочевым образом жизни, который требовал мобильности, что минимизировало передвижение материальных ценностей, в том числе и письменных текстов». (С. Аязбекова. Almanach VIA EVRASIA).
«Тюрки на базе различных государственных образований сформировали и свою особую систему экономических отношений, объединяющую кочевое скотоводство и экономические ресурсы оседлого земледельческого и городского хозяйства. Товарно-денежные отношения во многом были обусловлены Великим шелковым путем, который стал генератором становления городов, трансконтинентальной торговли, обмена товаров. Найденные археологами монеты Тюркских каганатов VІ века свидетельствуют о развитых товарно-денежных отношениях тюрков.
Единство культуры и тюркского менталитета определено прежде всего языком, а точнее тюркской языковой группой, который в значительной мере способствовал на протяжении многих веков формированию близких всем тюркоязычным народам культурных ценностей и способов передачи культурного опыта. Тюрки смогли создать и четко отработанную систему мировоззрения, отличную от идеологических систем соседних стран. Следует отметить, что особенность Тюркской цивилизации состоит еще и в том, что набор ее цивилизационных элементов несколько больше, чем составляющие элементы общего понятия «цивилизация». Важной характеристикой Тюркской цивилизации является то, что пространство тюркского мира не очерчивается пространством Земли, а устремленно ввысь, в Космос. Самоотверженное служение Небу – «Көк», как первоначалу, ощущение и постоянное воссоздание связи с «Тәңір», проецирование космических (небесных) законов на повседневную жизнь людей, свидетельствует о том, что Космос «Көк» – «Тәңір» можно отнести к первоэлементам Тюркской цивилизации. Наличие собственного календаря, одного из самых древних – Тенгрианского – важнейший признак Тюркской цивилизации.
История тюркских народов свидетельствует о том, что главной особенностью Тюркской цивилизации является ее высочайшая способность к созданию интеграционных образований, затрагивающих не только государственные сферы, но и этногенетические, политические, правовые, философские, культурные, религиозные и другие составляющие государств и цивилизаций Евразии. Не случайно, известный исследователь тюркского мира Н.А. Амрекулов дает такие эпитеты тюркам, как «гармонизаторы и универсал-объединители Евразии». Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что Тюркский мир создал свою неповторимую цивилизацию, которая коренным образом отличается от других. Ее самобытность определяется синтезом номадических цивилизационных оснований и основ оседлого мира, тенгрианской религией и космоцентрической картиной мира. Связанная с Космосом, судьба этой цивилизации, как никакой другой зависела от природы Вселенной, ее дыхания и ритмов – чередования статики и динамики, движения и покоя. И этот ритм свидетельствует о том, что жизнь Великой Тюркской цивилизации не завершилась! Ведь Тюркская цивилизация послужила основой для зарождения других цивилизаций. ХХІ век вновь открывает миру Тюркскую цивилизацию: во всем ее великолепии, внутренней универсальности и самобытной уникальности, с ее особой структурой, включающей в отличие многих других цивилизаций Космос – (Небо – «Көк») в его тотально-созидательном значении», - резюмирует в научной статье «Тюркская цивилизация» в системе цивилизационных классификаторов» доктор философских наук С.Ш. Аязбекова. «Almanach VIA EVRASIA». //viaеvrasia.com/ru//.
Возвращаясь непосредственно к тюркским памятникам в честь Культегина и Бильге кагана, у которых были сделаны снимки экспедиции из Казахстана, то следует сказать, в долине Кокшин-Орхон сейчас находятся копии средневековых памятников. По данным официальных источников, в начале ХХІ века стелы для сохранности были перемещены в расположенный неподалеку от памятника музей Кошо-Цайдам; на месте же оригиналов установили бетонные копии. По мнению экспертов, произведенная в рамках совместного проекта Монголии и Турции «Сохранение, реставрация и исследование некоторых древнетюркских памятников Монголии» консервация оказалась неудачной. В итоге, памятники потеряли свой естественный колорит, сохраняемый до этого в течении тринадцати веков – 1300 лет!? Как известно, мрамор является прочным, долговечным и устойчивым к температурным воздействиям камень, в связи с чем история тюрков и была выбита на «вечном камне». На снимке, сделанным автором этих строк, представлен оригинал памятника Бильге кагану, в экспликации которого на трех языках: монгольском, английском и турецком написано: «Стела Бильге хана. 735 год». Бесценный раритет, созданный из мрамора цвета «Көк» – символа Тюркской эпохи, представлен в археологическом музее Кошо-Цайдам. Однако, шедеврам мировой культуры в пространстве скромного музея, как говорится, не место. Альтернативой могла бы стать реконструкция, то есть восстановление всего комплекса-оригинала, построенного в честь правителя Тюркской империи – Бильге хана (684-734), в сооружении которого как известно, вместе с тюрками принимали участие и представители китайского посольства.
Изначально памятник находился в павильоне, с «вымощенной кирпичной кладкой, окруженной валом и ориентированный на восток. В том же направлении, на восток, на протяжении трех с лишним километров тянулись балбалы. Внутри павильона, по продольной оси, у ворот стояли парные каменные статуи баранов и сановников. Павильон со стелой, далее был установлен крытый черепицей квадратный кирпичный храм с мраморными скульптурами сидящих Бильге кагана и его супруги, каменный кубический алтарь. Навершие стелы высотой четыре метра, два дракона, поддерживающие щит с тамгой Бильге хана и краткой надписью, постаментом являлась скульптура черепахи – символ вечности в мировоззрении тюрков. Одна сторона стелы занята тамгозначной тюркской надписью, другая – китайской. Деяния и идеология Бильге кагана изложены как часть истории Тюркского каганата, автором которого является Йоллыг-тегин. Среди найденных драгоценных изделий, золотая корона самого Бильге хана и другие миниатюрные украшения». (Йислу, 1958. И. Кызласов, 2005).
Перед вами на снимке: макет комплекса тюркских правителей из музейной экспозиции Монголии. В связи чем хотелось бы сказать, вместо консервации, памятники Тюркской цивилизации необходимо было бы восстановить в оригинале, как по образцу этой миниатюрной копии, то есть провести реконструкцию. Древнетюркский комплекс на берегу «Көкшин-Орхон», можно было бы сделать и выставочным павильоном, сохранив тем самым шедевр мировой культуры в первозданном виде.
«Весьма сложно переоценить значение этого памятника в вопросе изучения государственности, мироустройства и культуры древних тюрков. Основными заслугами Бильге кагана следует признать восстановление и укрепление государства, военные победы, а также публикацию собственного манифеста, где воплотилась политическая программа великой тройки тюрков: политического правителя и главного дипломата ІІ Тюркского каганата – Бильге кагана, главного полководца Культегина и главного идеолога Тоныкока. Основой идеологии тюрков было отторжение китайской культуры и декларация превосходства своей, собственно Степной. Сам памятник неоднократно изучался многими учеными, однако заслуга детального описания принадлежит чешскому археологу Йислу, описание которого приведено выше. Также за мощеной дорогой этого древнего комплекса находился пруд для дождевой воды с керамической трубой, которая отводила излишек влаги. Рядом с Бильге каганом находился храм с жертвенником и мраморной статуей Культегина и его супруги. Важно также учесть, что древнетюркские памятники предназначались для народа и массового читателя». (Е. Ужкенов, 2023).
Следует сказать, среди ученых Казахстана, внесших огромный вклад в развитие современной тюркологии является доктор исторических наук, писатель, переводчик, профессор Евразийского Национального университета им. Л.Гумилева Турсынхан Закенулы (на фото – второй слева), ставший научным руководителем по приглашению общественного деятеля и автора идеи Мурата кажы Ыдырысулы (на фото – в центре),экспедиции из Казахстана в Монголию.
«Ученый-тюрколог является автором двух фундаментальных трудов: «Күлтегін ескерткіші: тарихи-деректанулық талдау», в котором представлен исторический, источниковедческий анализ средневекового памятника в честь Культегина и монография «Көне Түркі ескерткіштеріндегі қытай жазбалары», отличающаяся научной новизной, где в контексте исторических событий интерпретируются исконные топонимы, гидронимы и систематизируются китайские надписи на тамгозначных древнетюркских памятниках. Кроме того, Турсынхан Закенулы опубликовал ряд научных статей, посвященных истории древних тюрков и ойратов. Результатом изучения древнетюркского языка стал роман «Мәңгітас», посвященным сложным событиям Второго Тюркского каганата, героями которого стали знаменитые Тоныкок, Елтерис Кутлук каган и его младший брат Капаган, истории о Бильге кагане и Культегине, детях Елтериса. В романе ярко описан Тюркский Ренессанс в истории кочевников. «Көк бөрілердің көк жасы» – одно из самых ярких произведений Т. Закенулы, в котором он обращается к теме Чингисхана. Роман «Аттила» – еще одно историческое произведение автора, по мнению которого Европа является логическим продолжением Азии. Исторически между ними не было четких границ, существующих сегодня. Поэтому неудивительно, что легендарный Аттила и его предки отправились из Азии в Европу. И наконец, по утверждению историка Турсынхана Закенулы, тексты на древнетюркских памятниках, и в частности на стеле Культегина, следует рассматривать как документ, имеющий для Казахской государственности конституционное значение и представляющее собой начало национальной идеологии». (А. Каиржанов. «Поиски и находки Турсынхана Закенулы» //kazpravda.kz// 2022).
На следующий день, 12 июля 2023 года мы посетили комплекс буддийского храма «Эрдэни-Дзу», расположенного на окраине Каракорума, в окрестностях реки «Көкшин-Орхон». Главной идеей учения буддизма является индивидуальное освобождение! Сохранившиеся в данном комплексе храмы, кроме одного, используются в качестве музеев и представителям религии не принадлежат, в связи с чем монастырь и считается частично действующим. Буддийский храм, расположенный в Уверхангайском аймаке Монголии, является первым стационарным монастырем на территории Халхи, крупнейшим религиозным, культурным и политическим центром периода средневековья. По конфессии относится к тибетскому буддизму. Из открытых источников известно, что Эрдэни-Дзу был основан в 1585 году. После нашествия джунгар разрушался в 1688 и 1731 году, затем в 1776 году здесь проводилась обширная реконструкция. Сегодня буддийский монастырь является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
При входе в этот храм имеется краткое описание, которое нам с монгольского на казахский язык перевел проводник экспедиции – Кабай Онерхан. Центральное место в Эрдэни-Дзу занимают три храма, символизирующие три этапа жизни Будды. На четвертом стенде, к примеру говорится, что город Каракорум, построенный по приказу Чингисхана в 1220 году, являлся не только административно-военным и торгово-экономическим центром, но и центром взаимодействия культур Востока и Запада. Каракорум окружали двухэтажные крепости с четырех сторон и четыре парадные ворота, здесь же находился буддийский монастырь, базар и другие торговые точки. Сейчас в центре территории храма находится круглая по форме площадь, которую все называют «Счастьем и Благоденствием». По сохранившимся легендам, именно здесь, в 1670 году находилась юрта Абатай хана, состоявшаяся из 1700 уыков и вмещавшая одновременно 300 человек. И наконец, пятый стенд посвящен истории старинного комплекса, в котором говорится, что в буддийском «Эрдэни-Дзу» служило много монахов, однако, в ходе репрессий и террора 30-х годов прошлого века 1500 лама и буддийских монахов были расстреляны. Спустя годы постановлением правительства Монголии храм взят был под охрану, отреставрирован и восстановлен. И вот уже почти шестьдесят лет является памятником архитектуры государственного, культурного и религиозного значения.
Далее, в первой половине дня участники экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» посетили Номгонскую археологическую экспедицию, которую совместно проводят Международная Тюркская Академия с Институтом Археологии АН Монголии. Экспедицию из Казахстана встречали: известный ученый, тюрколог, автор научных статей в международных изданиях Напил Базылхан и руководитель группы центра средневековых археологических исследований института археологии Монголии, профессор Алтангэрэлийн Энхтур, изображенный у флага МНР на фото – слева, а также научный сотрудник Международной Тюркской академии Нурболат Богенбай. Президентом вышеназванной Академии является доктор исторических наук, государственный и общественный деятель Казахстана Дархан Кыдырали. Ученые рассказали нам о сенсационном открытии, сделанном в 2022 году. Именно здесь, они обнаружили комплекс памятников, посвященных основателю Второго Тюркского каганата – Кутлуг Елтерис хану. В комплексе «Номгон ІІ» находились голова и нижняя часть каменного изваяния кагана, статуи баранов, а также редкие артефакты: тамги ханской аристократии «эшир» – Ашина на балбалах – баба-тасах, глиняные кирпичи и многое другое. Главной новостью в мировой тюркологии, по мнению ученых явилось то, что именно здесь обнаружили стелы, аналогично как на берегу реки «Көкшин-Орхон», посвященные сыновьям Елтериса – Бильге хану и Культегину, с фрагментами древних текстов, написанных тамгозначным «Түркі бітік», а также тексты согдийским и брахманийским письмом. Здесь же встречаются значимые в тюркском мировоззрении слова: «Тәңір», «Түрік», «Құтлұг» и другие. На сегодняшний день, данный комплекс считается самым древним письменным памятником, где впервые встречается этноним «тюрк». Семантика этнологического термина «түрік» обозначает «сильный, крепкий», и с древнетюркского языка переводится как «достигший расцвета, могущества». Однако, сейчас среди некоторых исследователей делаются попытки опровержения этимологии этнонима тюрк, и придания ему лишь религиозного оттенка, то есть тенгрианства. В связи с чем хотелось бы сказать, данный термин полисемантичный, поэтому и должен рассматриваться в соответствующем контексте.
В Номгонской долине, экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» оказан был теплый прием, где по казахским традициям, в юрте накрыт дастархан, и продолжился разговор, начатый в Степи среди многочисленных памятников Тюркской цивилизации. Ученые-тюркологи Напил Базылхан и Турсынхан Закенулы, которых связывает давняя дружба, и Алтангэрэлийн Энхтур, которого все здесь на казахский манер, сокращенно зовут «Төре», делились последними научными новостями. Со слов Э. Алтангэрэлийна, в развитие тюркологии внесли свой вклад и ученые из Турции: зав. кафедрой истории Стамбульского университета «Yeditepe», доктор Ахмед Ташыгал и профессор С.Тумеч из Анкары, И. Дурмуш из Стамбула, и конечно известный монгольский археолог, Заслуженный деятель наук Монголии, профессор Довдойн Баяр, бывший в свое время призером чемпионата Азии по боксу. В свою очередь, руководитель международной экспедиции из Казахстана – Мурат кажы Ыдырысулы поблагодарив ученых, преподнес им в качестве подарков традиционные казахские шапаны в этностиле.
Оставив позади Номгонскую долину, где тысячелетие назад господствовала Тюркская цивилизация, мы движемся в восточном направлении к Улан-Батору, по территории сомона Хашаат, аймака Архангай. Столица, расположенная на территории Тувенского аймака, вместе с двумя другими: Уверхангай и Архангай, географически входит в Центральный регион страны. Как известно, название столицы – «Ұлан-Батор» инициировано было государственным и политическим деятелем из Казахстана – Тураром Рыскуловым, который в качестве представителя Коминтерна сыграл важную роль в становлении новой Монголии. До переименования город назывался – Урга, по-казахски «Өрге». Символично, что столетие назад, и в создании первой Конституции этой Центрально-Азиатской страны принял участие выдающийся казахский деятель Турар Рыскулов. Посвященная этому важному событию в истории халхи есть экспозиция, представленная в Баян-Улгийском аймаке Западной Монголии.
Со слов Онерхана Кабая, казахи и сейчас занимают активные позиции во всех сферах жизнедеятельности общества. К примеру, в законодательном органе – Великом Государственном Хурале, по итогам выборов 2020 года в состав Парламента вошли трое представителей из Казахского края МНР. Это Кабдисиламулы Бадельхан, Тлеуханулы Аубакир и Бейсен Буланулы. В Правительстве также было несколько министров-казахов, к примеру, Бадельхан Кабдисиламулы, до выборов в Парламент являлся Министром строительства и городского развития Монгольской Республики. В истории Монголии и первыми женщинами-полковниками стали казашки! Служившие в Министерстве Внутренних Дел сестры Анаргуль Каусылгазыкызы и Женисгуль Каусылгазыкызы также родом из Баян-Улгий, первая из которых является доктором медицинских наук. В сфере бизнеса, и особенно строительного, также лидируют казахи, являющиеся вторым по численности крупным этносом Монголии. И даже на встрече с Президентом, прошедшей несколько лет назад в Кобде, говорилось о высоких темпах роста казахского населения, несмотря на продолжающуюся эмиграцию. Поэтому, когда в девяностые годы началось массовое переселение этнических казахов на историческую родину – Казахстан, в Казахском крае Монголии «Бай-Өлке» появилась песня «Ел көшкенде», в которой есть такие строки: «Үш ойғырдың басынан Ел көшкенде, Қара желі Қобданың желдеткенде. Айырылып ағайын туыстардан, Ақ жаңбыры көңілдің селдеткенде. Керей, Уақ, Найманның, Бұзылмаған қаймағын. Кімге тастап барасың? Баян-Өлгей аймағын!». Автором слов является Мурат Пушатайулы, музыку написал Биржан Файзуллаулы. Фрагмент песни записан со слов информатора экспедиции и экс-акима Баян-Улгий – Онерханулы Кабая.
Сегодня, после нескольких дней проливного дождя почва в центральных аймаках Монголии влажная, погода пасмурная. Сейчас приближаемся к столице Улан-Батора, окраина которого как и впрочем, большинства других городов мира начинается с частного сектора, но здесь еще вы увидите и юрты. В пригороде также можно встретить пасущихся лошадей, огромные стада овец на жайлау, где занимаются производством различного вида скота, словом, землю используют рационально. Разнообразный горный ландшафт является характерной особенностью этой страны Азии, Улан-Батор же можно назвать городом синтеза номадизма с современностью. Вечер завершился ужином в столичном ресторане «Керім-Сұлтан-Halal», и кстати, владельцем которого является этнический казах из Баян-Улгий. В ресторане огромное разнообразие блюд и отличный сервис. Здесь звучит казахская речь и казахская музыка! Клиенты заведения тюркоязычные, но можно встретить и халха-монгол, китайцев, европейцев.
День 13 июля 2023 года для экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» начался со встречи с представителями Казахской диаспоры Улан-Батора – «Қазақ дамуы». Международную экспедицию из Казахстана во главе с Мурат кажы Ыдырысом встречали: председатель Желбеубай Толовхаан – обладатель ордена «Алтын жұлдыз» и народный депутат, юрист Майрагуль Кабылгазыкызы. Фото автора: Б. Бейсенбайкызы. Представители Казахской диаспоры Улан-Батора компактно проживают в административном районе столицы – Налайх. Именно здесь находится знаменитый мемориал – «Конная статуя Чингисхана», который посетили все участники экспедиции. Памятник в Налайхе считается самым крупным памятником завоевателю Чингисхану, одним из «девяти чудес» Монголии и главным символом страны, кроме того является одной из крупнейших конных статуй в мире. Огромный памятник, изготовленный из стали популяризирует личность Чингисхана, возведенного здесь фактически в культ. По народным легендам, именно отсюда берет свое начало история средневековой Монгольской империи. И окруженные тридцать шесть колонн символизируют 36 монгольских ханов, в том числе и самого правителя. Здесь же находится музей эпохи гуннов, художественная галерея, конференц-зал, рестораны и сувенирные бутики, а поднявшись наверх, на фоне природного ландшафта и огромного образа Чингисхана можно сделать Selfie. Сегодня комплекс является одним из известных мест и достопримечательностей столичного Налайха.
Далее, участники международной экспедиции из Казахстана во главе с общественным деятелем Муратом кажы Ыдырысулы (на фото – в центре), а также главным редактором республиканского исторического портала «Қазақстан Тарихы» Алтынбеком Кумырзаком (на фото – слева) посетили в Улан-Баторе Посольство Казахстана в Монголии. Как известно, дипломатические отношения с этой страной установлены в начале 90-х годов ХХ века, с обретением Казахстана независимости. В данное время послом Республики Казахстан в Монголии является Г. Койшибаев и послом Народной Республики Монголии в Казахстане – Д. Баярхуу. Сотрудничество между двумя странами развивается во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и культурно-гуманитарном. Так, к примеру, дети из Казахского края МНР Баян-Улгий ежегодно приезжают на отдых в Казахстан, оздоровительный центр «Балдаурен», расположенный в Кокшетауском крае – Бурабае. В ходе встречи, руководитель экспедиции Мурат кажы Ыдырысулы передал представителю посольства РК в Улан-Баторе – два тома книг по экспедиции «Абылай ханның қара жолы», историческую и художественную литературу, сувенирную продукцию из Кокшетау и ценный подарок – домбыру. Древнейший инструмент домбыра является неотъемлемой частью истории казахского народа и достоянием всех тюрко-монгольских этносов.
Перед вами, на снимке представлено здание, где хранятся оригиналы древнетюркской письменности самого Тоныкока, ставшего символом международной экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін». Памятник эпохи Тюркской цивилизации VІІ-VІІІ веков находится в пригороде столицы, однако посетить его нам не удалось, в связи с проведением здесь реконструкции. При входе на английском надпись: «Временный выставочный зал каменного памятника Тоньюкук». Из официальных источников известно, что в 2022 году в административном районе Улан-Батора – Налайхе началось строительство музейного комплекса, посвященного Тоныкоку. В рамках монголо-турецкого сотрудничества, грант на строительство в 6,5 млн долларов выделило правительство Турции, целью которого является популяризация богатейшего историко-культурного наследия древних тюрков.
«Назидательный характер содержания текста, высеченного в честь Тоныкока (Тоньюкука), обращение к народу, совместно с призывами к единению позволяет оценить этот памятник как один из наиболее ценных источников духовной культуры тюркских народов. По представлениям тюрков, каган являлся олицетворением космоса, высокого синего неба, именуемого Тенгри, которое даровало свое благословение в форме «Құт». Представитель знатного рода ашидэ, как и ашина, мудрый Тоныкок служил советником при трех тюркских правителях: Елтерисе (679-691), Капагане (691-716) и Бильге кагане (716-741). Исторический контекст памятников древнетюркской письменности – слова назидания потомкам и гордость за свое Отечество! Целостная концепция основ идеологии тюркского социума, генезис которой длился на протяжении тысячелетий, сохранил свои корни в идеологии современных тюркоязычных народов, в традиционной культуре казахов, имеющих важное значение в контексте развития духовной культуры тюркских народов и казахов». («Тюркология». А. Досымбаева, 2014).
Далее, в мечети Налайха состоялась встреча с представителями Казахской диаспоры Улан-Батора. В диалоге приняли участие: председатель Желбеубай Толовхаан (на фото – третий справа), который рассказал о деятельности общественной организации «Қазақ дамуы» и Баруынкызы Ардак, магистр философских наук, преподаватель, член Комиссии по защите прав человека при Министерстве образования Монголии (на верхнем фото – первая справа), со слов которой, в Парламенте МНР будет рассматриваться новый Закон о языках, в том числе и важный для всех вопрос, о статусе казахского языка в Монголии. Здесь же выступила молодая певица и журналист Айгуль Базаркызы (на фото – в центре), исполнив песню о родном «Қазақ елі» – Казахстане, повествующей о любви к казахскому языку, многовековой истории народа, автором которой является ее отец Базар. В деятельности «Қазақ дамуы» активно участвует народный депутат Налайха, юрисконсульт, обладатель почетного звания «Заң саласының үздігі» и награды «Алтын жұлдыз» Кабылгазыкызы Майрагуль (на фото – справа). Слева от журналистки Айгуль, на фото изображена Амантай Шуглавкызы, проработавшая многие годы финансистом в одном из военных гарнизонов Монгольской армии, где проходил службу и офицер Райханулы Зулпай, ныне находящиеся на заслуженном отдыхе. Амантай апай попросила об оказании поддержки для сестры Амангельды Чуглав, которая в 1991 году вернулась в Казахстан и ныне проживает в области Жетысу, Алакольского района, аула Кабанбай. Заместитель руководителя и главный редактор республиканского портала «Қазақстан Тарихы» Алтынбек Кумырзак (на фото – второй слева), записав видеообращение, обещал помочь в решении данной проблемы. В завершении встречи руководитель экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» Мурат кажы Ыдырысулы, поблагодарив представителей Казахской диаспоры Улан-Батора, презентовал им книги о Казахстане, Кокшетау, хане Абылае и сакральном пути «Хан жолы».
Этот и следующий день, то есть 14 июля 2023 года мы провели в Улан-Баторе. В первой половине дня посетили один из крупнейших музеев Азии – «Национальный музей Чингисхана». Как известно, основу открывшегося в 2022 году музея Монголии составляют практически все экспонаты-оригиналы, необходимые же образцы копий изготовлены были и привезены из других стран. Экспозиция музея впечатляет! В соответствии с требованиями, сейчас многие музеи мира не просто привлекают посетителей современными технологиями, креативными экспозициями и сенсорными интерактивами, но являются крупными научно-исследовательскими центрами. По итогам знакомства с «Музеем Чингисхана», по праву можно назвать его «Музеем Тюрко-Монгольской Истории». И это несмотря на то, что личность Чингисхана в МНР возведена в культ, но именно в этом музее, экспозиция начинается не с самого завоевателя, основателя империи и его знаменитых потомков, а с истории древних гуннов – прототюрков, представителей Кочевой цивилизации, положивших начало Великому переселению народов, крупнейшей миграции из континентальной Азии в Европу. В экспозиции музея подробно представлена история тюрков – основателей Великой Тюркской цивилизации, внесшей неоценимый вклад в развитие мировой истории человечества. Именно здесь, находятся знаменитые на весь мир памятники тамгозначной письменности «bitig», созданной тюрками. Как известно, потомками древних тюрков является казахский этнос и многие другие тюркоязычные народы. Об этом писал в своих научных трудах ученый, правнук хана Абылая – Шокан Шынгысулы Уалиханов, который в частности отмечал, что «коренной язык всего казахского народа как и татар Казани, Астрахани и других, один общий – древнетюркский». Возвращаясь к музею Чингисхана, отметим значимость научной концепции с системно-историческим подходом. Непосредственно же история Монгольской империи начинается с пятого зала, с представленными экспонатами эпохи средневековья. В некоторых залах, в том числе, истории Тюркской империи, применен креативный дизайн, где стена как часть экспозиции одновременно является и экспликацией. Древнетюркские оригиналы – баба-тасы визуализируются в 3D-mapping проекции, образно переносящих посетителей в эпоху Степных цивилизаций. В дневнике автора этих строк, запись по нацмузею МНР занимает почти десять страниц, однако, анализ экспозиционных залов в рамках данной статьи представляется нецелесообразным. И наконец, о занимаемой площади: экспозиция нового музея Монголии представлена в огромном пространстве девятиэтажного здания, площадью 11 тысяч кв.м. К слову, Национальный музей РК в Астане, площадью более 14 кв.м является самым крупнейшим музеем Центральной Азии и входит в 5-top лидеров музеев СНГ. Главные музеи двух стран: Казахстана и Монголии построены в соответствии современными требованиями и отвечают всем международным стандартам.
Ближе к пяти вечера по времени Улан-Батора, выезжаем из столицы Монголии. Фотографируемся на память на главной площади Чингисхана, у Дома Правительства МНР с логотипом экспедиции «Абылай ханның қара жолы». Флаг с изображением хана Абылая, стал символом экспедиции из Казахстана в Монголии. Руководитель Мурат кажы Ыдырысулы (на фото – пятый справа) и все мы, выражаем огромную благодарность проводнику экспедиции Онерханулы Кабаю (на фото – первый слева), который желает нам счастливого пути: «Жолдарыңыз болсын!», - и отправляется домой на запад, в Казахский край – Баян-Улгий. Мы же двигаемся дальше, и основное направление, где планируется очередная остановка в пути, это столица Бурятии – Улан-Удэ. Если взглянуть на карту мира, город Улан-Удэ, где проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, находится к северу от Улан-Батора. Названия столиц Бурятии и Монголии похожи, как впрочем и языки. Известно, что халха-монголы, калмыки и буряты входят в монгольскую языковую группу, которая в свою очередь, относится к алтайской языковой семьи, состоящей из тюркской и тунгусской языковых групп.
Итак, международная экспедиция «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» достигнув поставленных целей, возвращается в Казахстан. Путь предстоит транзитом через Восточную Сибирь, по побережью озера Байкал, древнетюркское исконное название которого «Байкөл», затем Западную Сибирь и через российско-казахстанскую границу на север Казахстана – Кокшетау. Подробности обратного пути в заключительном разделе хроники: «Экспедиция «Хан жолы» транзитом через Сибирь».
Сейчас же, к семи часам вечера проезжаем местность Баянчандмань, далее движемся в северо-западном, точнее сказать в северном направлении к городу с тюркским названием «Дархан-кала». По пути справа, остается Борнуур, далее проезжаем местности с характерными монгольскими топонимами: Хонгор, юго-западнее остаются Номгон, Орхон, Хотол. Далее Дархан – Сухэ-Батор и на север-восток – бурятская Кяхта. Через полчаса мы уже в городе Дархан, что в переводе с монгольского означает – кузнец. Этот компактный город является третьим по величине городом Монголии, вторым считается Эрдэнэт, где проживает чуть более ста тысяч человек, и наконец, первым является Улан-Батор – единственный мегаполис страны.
К слову, в богатом казахском языке, семантика «Дарқан» имеет несколько значений, в первом из которых переводится как: щедрый, свободный, привольный; и во втором значении, под историческим термином «дарқан» в свое время подразумевался кузнец-оружейник, освобожденный от податей, налогов, и пользовавшийся определенными льготами. Как видим, топоним «Дарқан» имеет общую этимологию, и в качестве термина был заимствован монголами у тюрков. Итак, город с тюркским названием остается позади. Перед нами же возникает великолепный Степной пейзаж! Мы останавливаемся, чтобы зафиксировать красивый закат вместе с Турсынхан-аға и Куралай. И резюмируя, можно назвать Монголию – страной номадизма и современности.
Исторически сложилось так, что именно здесь, в Центральной Азии были заложены основы государственности Тюркской цивилизации, наследниками которой являются Казахстан, Турция, Монголия и все тюркоязычные страны и этносы Евразийского континента. Кочевые цивилизации, внесшие огромный вклад в развитие мировой истории человечества остались в прошлых веках. Однако, сохранились традиции, культура. Свидетельством тому являются Всемирные игры Кочевников – «Дүниежүзілік Көшпенділер ойындары», направленные на развитие этнокультурного движения – наследия человеческой цивилизации, которые в этом году состоятся в столице Казахстана – Астане.
И в завершении, хотелось бы поблагодарить руководителя и автора идеи «Абылай ханның қара жолы» Мурата кажы Ыдырысулы за оказанное доверие в реализации масштабного республиканского проекта; научного руководителя Турсынхана Закенулы за сотрудничество; Алтынбека Кумырзака и главный исторический портал «Қазақстан Тарихы» за информационную поддержку, а также всех остальных членов, спонсоров с успешным завершением экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін». Реализация республиканского проекта в течении ряда лет способствовала возрождению исторического пути «Хан жолы».
Авторским коллективом ученых: Б.Бейсенбайкызы, Ж.Артыкбаев, М. Ыдырысулы для академического издания «Қазақстан тарихы» представлено новое научное исследование «Қазақ тарихындағы «Хан жолы». По итогам республиканских экспедиций изданы книги, опубликованы научные статьи в сборниках международных конференций. Таким образом, внесен определенный вклад в развитие историографии Казахстана.
Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ,
старший научный сотрудник
Акмолинского областного историко-
краеведческого музея г. Кокшетау.
Казахстан – Монголия. 2023 год.
Дата создания: 31.05.2024 17:30
Дата обновления: 04.06.2024 18:35
Количество просмотров: 1758