Утюжки периода энеолит
ЭНЕОЛИТ (кон.4-го – 3-е тыс. до н.э.). – эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (нового каменного века) к бронзовому веку. Северный Казахстан в энеолитическое время представлен ботайской и терсекской культурами.
В культурных слоях и погребениях, начиная с первобытного общинного строя, присутствует такой предмет, как утюжок или желобчатый камень. Это небольшие камни, имеющие искусственную продольную или поперечную канавку (желоб). На территории Евразийской степи они встречаются с 8-7 тысячелетия до нашей эры.
Длина изделий варьируется от 5 до 23 см, ширина – от 1 до 6 см.Желобок, обычно приуроченный к средней части выпуклой стороны, шириной 1,5 см, может иметь различную глубину - от 0,3 до 3,5 см, но в большинстве случаев не превышает его ширины. Для изделий использовались: тальковая порода, мелкозернистый песчаник, глинистый сланец, гранито-гнейсы, глина. Нередко выпуклая сторона и боковые грани покрыты орнаментом.
Есть несколько версий их функционального назначения. Первая, что и в продольные желобчатые камни, для выпрямления и полировки древка стрелы. Вторая версия, это использование «утюжков» в ткачестве и третья версия использование «утюжков» в ритуальных целях. Остановимся на каждой теории немного подробнее.
С.А. Семенов и другие трасологи доказали, вполне определенно, что желобки служили для при шлифовки древков стрел. В природе не так часто встречаются вполне прямые стебли тростника, пригодные для изготовления древков. Суть новационной технологии сводится к выпрямлению на предварительно разогретом «утюжке» узловатых заготовок через деликатное воздействие на них в технике нажима с элементами вращения и возвратно-поступательных движений.
Вторую версию об использовании «утюжков» подтвердил С.В. Богданов. В 2012 году он реконструировал ткацкий станок, в котором использовался утюжек. Без особого труда удалось соткать фрагмент полуткацкого текстиля размерами 20×20 см. Полуткацкий текстиль, полученный на станке, напоминал ткани, отпечатавшиеся на сосудах терсекско-ботайской культуры Северного Казахстана.
По мнению В.Ф. Зайберта «утюжки» имеют сакральную фукцию. Анализ «утюжков» из поселений ботайской культуры в археологическом и историческом контекстах показал, что утюжки не относятся к утилитарным категориям изделий. Они выполняли, видимо, ту же функцию что играли в палеолите скульптуры Венер, а в Триполье мелкая глиняная пластика- функцию магических идеалов, использовавшихся в обрядах, связанных с культами плодородия, роженицы, хранительницы очага. В процессе обрядов и происходило разбивание «утюжков» в силу определенных мифологических причин.
Такого же мнения придерживаются авторы теории о том, что утюжки служили в сакральных целях. На правом берегу Дона найдено 11 утюжков имеющих схематичность, некоторые из них сделаны на каменных и керамических обломках. Надо заметить, что в центре поселения обнаружен каменный алтарь. Из этого следует, что Константиновское поселение представляло религиозный центр, куда приносили дары богам. Вероятно, что утюжки тоже несли своеобразную символическую функцию дара, а кто и на каких камнях их делал, зависело от достатка и умения.
«Утюжок» представленный в коллекции музея представляет собой кремневый камень элипсообразной формы размером 8,5 x4 см. На поверхности которого имеется широкая поперечная и несколько вертикальных бороздок. Особой уникальности «утюжку» из нашей экспозиции добавляет материал, из которого изготовлен.
До сих пор «утюжки» предметы-загадки, назначение и смысл которых пытались и пытаются разрешить ученые Украины и Урала, Средней Азии и Казахстана.
Дата создания: 20.11.2019 12:44
Дата обновления: 20.11.2019 12:50
Количество просмотров: 2317