Целинная палитра
Гуляим Агубаева – старший научный сотрудник
научно-методического отдела АОИКМ
В марте 2020 года исполнилось 66 лет одному из выдающихся подвигов послевоенных лет – началу освоения целинных земель, начало героической битвы за хлеб, в которой принимали участие представители всех союзных республик.
В холодные мартовские дни 1954 года тракторные поезда с первыми новоселами пробивались за сотни километров от станций и разъездов до искомых точек, еще не обозначенных на карте. В зеленых вагончиках ехали в неведомую даль парни и девушки из Москвы, Краснодара, Чернигова, Сочи и др. Самому младшему из них было 16, самому старшему немногим за 20. Характерной чертой населения края являлась его молодость. Началось освоение целинных и залежных земель в Казахстане, которое позволило в короткий срок резко расширить посевные площади всех сельскохозяйственных культур и прежде всего ценнейшей продовольственной культуры - пшеницы.
Вместе с первоцелинниками, в 1954 году, в качестве летней практики на целину отправляются студенты Московского художественного института им.Сурикова. Они приехали вместе с первыми отрядами добровольцев, жили в палатках, переносили вместе со всеми трудности начального этапа освоения целины. Воображение художников было захвачено встречами с людьми, пролагавшими первые борозды, строившими первые поселки и города. Одна из групп прибыла в Кокчетавскую область и вместе с целинниками поднимала совхоз «Ломоносовский» Куйбышевского района (ныне с.Ломоносовка, район Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области). В их числе были художники Ирина Воробьева, Герман Безукладников, Михаил Аникеев, Арнольд Меллит и др.
Героизм целинников настолько воодушевил их, что они приезжали на целину и в последующие годы. Молодые художники в будущем стали известными мастерами живописи и графики, но тема труда, трудового подвига всегда проходила в их творчестве красной нитью. И сегодня хотелось бы рассказать о них читателям газеты.
Герман Безукладников (1928 -2009гг.) - заслуженный художник России (1997г.) член Союза художников с 1963 г. «Пишу то, что знаю, чувствую, что вижу рядом", — говорил о своих картинах Герман Александрович Безукладников. Он родился в г.Алма-Ате, в 1951 г. - окончил Алма-Атинское художественное училище и тогда же поступил на живописное отделение Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова. Безукладников попадает в сферу общения с самой талантливой художественной молодежью тех лет. Студенческая художественная молодежь середины пятидесятых годов отличалась большим трудолюбием, любознательностью, активностью. В этой творчески питательной среде, наполненной упорной учебой и началом поисков новых путей, где кипели споры, свергались кумиры, сочинялись остропроблемные капустники, — созревали духовно будущие мастера советской живописи. Большой запас жизненных впечатлений художнику дали летние практики на целинных землях Казахстана, где в 1954—1956 годах Г. Безукладников собирает материалы для будущих картин. Без преувеличения можно сказать, что оказавшись в самом центре трудовой жизни новоселов, молодой художник впервые увидел действительность без прикрас, такой, какова она есть. С этого времени и на всю жизнь изображение людей труда стало основной сюжетной линией его творчества. Первой значительной картиной этого цикла стала созданная на целинном материале дипломная картина „Завтра пахота". Многие этюды, эскизы и зарисовки с целины экспонировались на выставках в МГУ и во Дворце культуры ЗИЛа, где они были показаны вместе с произведениями о целине уже известных московских художников.
Сопричастность к большим делам современности стала нравственной основой дальнейшего творческого пути Г. Безукладникова. Сразу же после окончания института молодой художник пишет ряд больших тематических картин на темы строек Сибири, затем обращается к военной тематике («Бологое»), к историческим сюжетам («Пересвет»).
Весну и лето 1963 года Безукладников проводит в творческой поездке по республикам Средней Азии. Алма-Ата, Фрунзе, Ташкент, Бухара, Самарканд, Нурек — вот краткий перечень мест, где художник ставит свой этюдник и пишет, пишет, очарованный и людьми, трудолюбивыми, приветливыми, колоритно одетыми, и солнечными далями, и древней архитектурой и новостройками.
Но не только дальние края и страны привлекают живописца. В эти же годы, то есть с начала 60-х годов, поселившись в подмосковном городе Щелково, он создает много работ на темы окружающей жизни, в колхозах, на предприятиях и стройках Подмосковья.
Свои картины художник экспонирует не только на крупных выставках, он показывает их на предприятиях, в СПТУ, в колхозах, за что награжден грамотой лауреата фестиваля "Золотая осень Подмосковья".
Нельзя здесь не упомянуть и о том, что десятки картин художника, сделанные им по заказам предприятий страны, находятся во всех ее концах.
Ирина Воробьева (1932-1993гг.) - заслуженный художник России (1979), член Союза художников России с 1958 г. Родилась в г. Москве. В 1943 поступила и в 1950 окончила Московскую среднюю художественную школу с серебряной медалью. В 1951 поступила и в 1957 с отличием окончила МГХИ им. Сурикова по мастерской станковой графики Е.А. Кибрика.
Огромный материал, собранный за годы работы на целине, послужил И.Воробьевой основой для большой графической серии «Люди целины», которую художница представила в качестве дипломной работы по окончании Московского художественного института им.В.И.Сурикова, получив оценку «отлично». С той поры главными героями произведений художницы стали хлеборобы, труженики села.
Ирина Николаевна разработала своеобразную технику эстампа — гравюру на картоне. Избиралась членом и председателем бюро графической секции, членом правления и заместителем председателя правления по молодежной комиссии МООСХ РСФСР, членом правления Фонда культуры Московской области и членом Ревизионной комиссии СХ СССР.
Работы художницы находятся в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им А.С. Пушкина и в 90 музеях и галереях России.
Знаменателен тот факт, что спустя двадцать пять лет Г. Безукладников и И.Воробьева (вскоре после поездки на целину они поженились и вместе прожили многие годы) снова едут на целину, в город Кокчетав, места тех далеких студенческих практик. На этот раз вместе со своими коллегами из Подмосковья, которые также в студенческие годы побывали на целине, они привезли выставку „Художники Подмосковья на целине", которая экспонировалась и в Кокчетаве, и в совхозе „Ломоносовский". Большую часть картин этой выставки художники подарили краеведческому музею (ныне Акмолинский областной историко-краеведческий музей).
Серия «Художники Подмосковья на целине» состоит из более 350 работ, из них 51 работа хранится в фондах Акмолинского областного историко-краеведческого музея. Это работы Германа Безукладникова, Ирины Воробьевой, Михаила Аникеева (1925-2011гг.) и Арнольда Меллита (1923 -1997гг.). Работы выполнены в разных жанрах: живопись, графика и т.д.). Некоторых художников привлекал пейзаж самой целины, например в работах Арнольда Меллита («Гроза надвигается», «Палатки у Ишима»). Природа настолько вдохновила его, что он называл ее «море, по которому можно ходить пешком». Но главный интерес художников все-таки был обращен к труженикам, руками которых преображались необъятные просторы степей. Поэтому большинство работ – это портреты людей, чаще всего занятых делом или отдыхающих от нелегкого труда («Тракторист и учетчица», «Прицепщица Вера Стасюк» И.Воробьевой; «Повариха Таня», «Водовоз Алеха» Г.Безукладникова; «Цветы победителю соревнований», «Девушка в вагончике» А.Меллита; «Бригадир за осмотром вспашки», Письмо домой» М.Аникеева и др.). Помимо картин в фондах также хранится мольберт Г.Безукладникова, фотографии художников во время прохождения практики на целине.
Целина стала для многих школой жизни, а жизнь бывает и прекрасной и порой трагичной. Но людям, нуждающимся в пище духовной, всегда будет свойственна потребность в правде, красоте и радости. И нравственная миссия художника — удовлетворять эту потребность, создавая свои картины.
Дата создания: 18.08.2020 12:20
Дата обновления: 18.08.2020 12:20