О коллекции полотенец в фондах музея
Айман Сальмухаметова - старший научный
сотрудник научно-исследовательского
отдела АОИКМ
Орнаментированное полотенце - один из значимых элементов традиционной материальной культуры и, являясь самым распространенным изделием в интерьере, в быту и в обрядах представляет собой интересную разновидность памятников истории, отражает экономическую жизнь народа и его национальную специфику.
В фондах Акмолинского областного историко-краеведческого музея находятся 86 предметов, представляющих коллекцию полотенец и рушников. Рукотворные изделия поступили в ходе собирательской работы музея по населенным пунктам Зерендинского, Щучинского, Енбекшильдерского, Чкаловского районов бывшей территории Кокшетауской области в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Но еще с 1963 г. немало было даров и приобретений от жителей г. Кокшетау, с. Красный Яр, сел бывшего Кызылтуского и Ленинградского районов (ныне Акжарский и Уалихановский р-ны Северо-Казахтанской обл.). Ежегодные комплексные историко-этнографические экспедиции в пределах новых границ Акмолинской области также пополнили фонды предметами музейного значения. Таким образом, в коллекции появились полотенца и рушники из Астраханского, Атбасарского, Буландынского, Бурабайского, Есильского, Жаркаинского, Жаксынского, Коргалжынского районов. Хронологические рамки предметов музейного значения обозначаются концом ХIХ в. - 2-ой половиной XX в.
Своеобразный этнический состав населения на территории Акмолинской области сложился в процессе длительного исторического развития Казахстана. Об этом свидетельствуют документы, фотографии, предметы культуры и быта, в том числе рушники и полотенца, привезенные жителями края из исторической родины: Тамбовской губернии, Среднего Поволжья и Ленинградской области России, Полтавской губернии, Хмельницкой и Черниговской областей Украины, Брянской и Гомельской области Беларуси и др.
По мнению ученого этнографа Ш. Ж. Тохтабаевой: «Традиционно в интерьере казахского жилища с левой стороны от почетного места ставилась утварь, мебель и развешивались кухонные полотенца. Полотенца для гостей вышивались в концах. Существовали определенные этикетные правила относительно использования этой вещи: нельзя было двоим одновременно вытираться одним полотенцем - это могло привести к ссоре. Гостям следовало использовать только края полотенец (которые специально для этого вышивались), поскольку средняя часть считалась предназначенной для хозяев. Особой красочностью отличалась вышивка концов тех полотенец, которые входили в состав приданого. Такие полотенца с парадным декором назывались екі басты сүлгі («двухголовое полотенце»). По традиции, в составе приданого казахской невесты, должны были, помимо прочего, присутствовать вышивка золотым и серебряным люрексом».
«После мытья посуду обычно складывали в сумки аяққап, чехлы кесеқап или накрывали полотенцем... Накидывали полотенце на накрытый стол и на остатки пищи...» - отмечает Тохтабаева Ш. в работе «Этикетные нормы казахов».
Вышивные изделия домашнего обихода создавались наиболее опытными мастерицами в течение длительного времени и бережно передавались из поколения в поколение как семейные реликвии. К таким изделиям относится полотенце (фото 1) нач. ХХ в. с тамбурной вышивкой и вставками из натурального китайского шелка. Изделие хранилось в семье Акишевой Рабиги (1936 г.р.) из Ленинского р-на. Другой экземпляр (фото 2), поступивший в музей от Мухатовой Кумисхан из с. Шалкар Коргалжынского р-на некогда входил в состав приданого ее бабушки Осерхан, родившейся в местности Баян Ульгий (Монголия) в 1918 г. В настоящее время оба полотенца экспонируются в залах Акмолинского областного историко-краеведческого музея.
Российский исследователь Е. Н. Гузеватова в своей статье «Вышитое полотенце как элемент народной культуры» отмечает: «В традиционной культуре русских полотенце - предмет, наделенный широким спектром функций, определявших материал, характер орнаментации и название. Неся в себе множество смыслов, оно хранит историю народа. Сопровождая человека от рождения и до кончины, присутствуя в разных жизненных ситуациях - трудовых и праздничных - оно являлось непременным атрибутом в обрядовой и повседневной жизни. Полотенце, в зависимости от выполняемой функции, имело свое название».
Полотенца для повседневного использования - утиральники, рукотерты выглядели намного скромнее обрядовых. Нередко их ткали из конопли, пропуская на концах несколько красных полосок. Нижний (левый) конец использовался утром и символизировал восход, верхний (правый) - вечером и символизировал закат солнца. Таково домотканое полотенце 1880 г. (фото 3) семьи Петешовой Анны из Тамбовской губернии. Следующее (фото 4) - из посконного холста, поступившее от жительницы г. Кокшетау Белоног Н. С. было изготовлено представительницей старшего поколения ее семьи Гринчак Акулиной Мелетовной (1897 г.р.), которая приехала в Казахстан из Украины еще в нач. ХХ в.
Невесте к свадьбе необходимо было приготовить не менее 30-40 полотенец, После свадьбы рушники хранились в семье молодых как символ счастливой семейной жизни и как оберег в скрученном в трубочку виде. С практической точки зрения - во избежание заломов ткани. Существовали определенные правила: свадебные рушники не вышивались ночью, не украшались мережками, вставками из кружев, тесемок. Рушник как дорога жизни должен был быть целым и непрерывным. Не вышивались кукушки (вдовий символ), соловьи (символ неженатых парней). Изображались соколы, индюки, павлины, петухи. К рукоделию приступали в четверг с утра. Старались вышивать аккуратно, избегая неточностей, так как было недопустимым вспарывать узор. С момента, когда невеста переступала порог дома жениха, в ее новой семье пользовались только ее полотенцами.
Рушники для икон - набожники, божники имели наиболее богатую вышивку, в которой преобладали яркая красная нить, присутствали изображения креста, кружевные вставки. Один из таких божников (фрагмент, фото 5) поступил от жительницы г. Кокшетау Филиппенко Светланы Ивановны (1946 г.р.) в 2006 г. Со слов дарителя он бережно хранился Ольгой Семеновной Потапенко из с. «Макинский труд» (быв. с. «Прогресс», ныне Буландынский р-н) и достался от ее родителей.
Жительница с. Троицкое Зерендинского р-на Дзюба Аксинья Петровна (1921 г. р.) участникам экспедиции в 1994 г. подарила шесть расшитых полотенец. Ее родители прибыли из Украины в период 1908-1909 гг. Анной Пантелеймоновой Кисель (1907 г.р.) для своей дочери Матрены еще в Полтавской губернии было приготовлено полотенце (фото 6) с многоярусной композицией из разделительных полос, «шашечек» и геометризованного цветочного узора. А рушник с вышитой датировкой «письмо 1912 г.» (фото 7) относится семье российских переселенцев Конюшиной Е. (1923г.р.).
Полотенце с вензелем «К» - на одном конце и «Ф» - на другом, представляет собой подарок Кандукову Федору в день его рождения (фото 8). Имя этого человека связано с революционными событиями края. Кандуков Ф. являлся секретарем Совета депутатов и вместе с другими его членами был расстрелян контрреволюционерами в 1919 г. Полотенце передано семьей Кандуковых в 1963 г. и является одним из первых поступлений в коллекцию данного вида. На концах изделия кружева с орнитоморфным орнаментом (петухи).
Мария Степановна Швец (1912 г.р.) получила от подруги на свою свадьбу рушник с вышитой датой «1938 года» (фото 9). С тех пор он использовался в семейных торжествах. Через 45 лет Мария Степановна переехала из Черниговской области Украины в г. Кокшетау
Белорусы говорят: «Дом, в котором нет рушника, похож на семью, в которой нет детей». Любой предмет для охраны также покрывали полотном, фартуком или полотенцем. Откликом на трагическое событие начала Великой Отечественной войны стала сюжетная вышивка «проводы казака» на обереговом рушнике (фото 10) жительницы с.Троицкое Зерендинского р-на Седневой А.Ф. (1923 г.р.), приехавшей в наши края из Брянщины в 1988г. Вышивкой гроздьев винограда в вазоне украшено льняное полотенце ремизного ткачества длиной 390 см (фото 11) уроженки Гомельской области БССР Казинец Ольги Яковлевны (1910г.р.).
Полотенце хустина (фото 12) из польско-украинской семьи Головченко Анны Дмитриевны (1936 г.р.) вышито в 1972 г. на свадьбу сына. Относится к материалам собирательской работы по Атбасарскому р-ну.
В 2001 г. музейная коллекция была пополнена полотенцами кызыл башды сөлге (фото 13), изготовленными Латыповой Хазар (1917 г.р.). Двух - трехпоколенные (с двумя-тремя узорными рядами) полотенца в татарских традициях своей свекрови в музей сдала Ахметшина Аския Фатыховна.
Марийская невеста дарила жениху вышитое полотенце - солык, которое вешали ему на правое плечо. Юношам из марийских семей до их отправки в армию вручали вышитые полотенца в качестве оберегов, которые они носили на шее. Когда забирали в армию, юноши возвращали полотенца матерям. На полотенце марий солык - образец вышивки коврового типа, имеющий сложную гамму перелива одного и того же сочного красного цвета. В процессе длительного формирования вышивки у марийцев появился круг мотивов, где органично сочетались черты геометрического финно-угорского орнамента, состоящего из рогов и крючков и характерного для тюркских скотоводческих племен. Сдвоенные рога в вышитом орнаменте у марийцев являлись символом богатства и благополучия. Полотенце (фото 14) изготовлено Янцубаевой Марией (1914-1974) в 20-е годы ХХ в. и хранилось в семье ее дочери Яндубаевой Аксиньи (1953г.р.) из с. Пригородное Жаркаинского р-на. Вместе с комплексом национального женского марийского костюма Гавриловой Марии Исинбаевны (1951 г.р.) в музей поступило и полотенце, расшитое петухами. Мария Исинбаева в с.Кийма Жаксынского р-на приехала из башкирской деревни Басилово в 1969 г.
Национальная мордовская вышивка идет не по контуру рисунка, а по счету нитей ткани как на изделии кеске руцат (со слов Раковой Р.) уроженки с. Старая Тиризборга Старо-Шайговского района Мордовской АССР Раковой Раисы Григорьевны (1938г.р.). Полотенце привезено сотрудниками музея из с. Зеленое Астраханского р-на Акмолинской обл. (фото 15) в 2005 г.
Традиционную украинскую вышивку на свадебном полотенце уроженки с.Золотоноша Полтавской губернии Зинченко Марии Семеновны (1898 г.р.) с павлинами, петухами, голубями, цветами и древом жизни дополняет цифра «19» в геральдике - возможно в этом возрасте она работала над рушником или готовилась к свадьбе (фото 16). Полотенце размером 280х43 см передано в фонды музея ее зятем - жителем с.Золотоноша (быв. Рузаевского р-на Кокшетауской обл.) Жадько Григорием Степановичем в 1977 г.
А рушник с многоярусной композицией (фото 17) как книга жизни семьи и народных традиций. Его можно бесконечно расшифровывать, читать и восхищаться. Сдан он жительницей г.Кокшетау Дмитриенко Верой Марковной в 2018 г. Непрерывная фестончатая волна по нижнему краю является вариацией «бесконечника», выполняющая функцию защиты. Узор хмеля - свадебный символ. Красные ягоды калины украинского народа символизирует бессмертие рода. С левой (женской) стороны от кромки присутствует небольшая ступенчатая метка красными нитками. Вышиты крючья как знак огня, народное название которого - «бараньи рога». Ромбы - старинные символы плодородия. Этническим обереговым знаком служила вышивка, орнамент которой составлял вазон со значением древа жизни. Орнитоморфный узор представляют обращенные друг к другу фигуры петуха и курочки, жар-птиц с опущенными крыльями (признак замужества) и обращенными друг к другу головками. Птица - обитатель небесного мира, символ возрождения жизни, парные же птицы символизируют жениха и невесту. Венчает многоярусный рушник замкнутая геральдическая композиция с чередованием роз и цветов мака (в память о погибших на войне) с вышитыми фигурками мужчины и женщины.
Рушник (фото 18), вышитый Киреевой Марией Григорьевной (1924 г. р.) из с. Новоишимское Жаксынского р-на был сдан ее дочерью Киреевой Антониной Васильевной. Уникальный рушник с вышитыми цветочными «подковами» предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью его была мережка, символизирующая дальнюю счастливую дорогу и две полоски красного и синего цвета. Иногда внизу вышивали не только цветочную подкову, но и голову лошади.
Таким образом, полотенце (рушник), являясь предметом быта, визитной карточкой рукоделия и важным атрибутом, вобрало в себя многообразие назначений, став уникальнейшим явлением народной культуры.
Мы живем в республике с богатейшим историко-культурным наследием, в котором отразились жизнь и быт наших предков, национальные особенности, идеалы красоты и религия. Музейная же коллекция полотенец и рушников является информативным источником, дает представление о традициях народного искусства представителей различных этносов, проживающих на территории Акмолинской области, имеет особую ценность и художественную значимость в наши дни.
Сегодня мы представили далеко не весь перечень полотенец и рушников, представленных в залах и хранящихся в запасниках Акмолинского областного историко-краеведческого музея. Надеемся, что в год 25-летия народа Ассамблеи РК коллекция музея пополнится уникальными образцами.
Полотенечные истории продолжаются…
Creation date: 17.08.2020 18:16
Update date: 17.08.2020 18:16