Экспедиция в настоящее и прошлое
Дамеля Жакупова – старший научный сотрудник
научно-исследолвательского отдела
фондов АОИКМ
Предметы, обладающие определенными ценностными характеристиками, превращаются в музейные предметы, и это происходит в результате осуществления музеем одного из основных видов своей деятельности – комплектования музейных фондов.
Комплектование музейных фондов - целенаправленный, планомерный, процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. Комплектование фондов можно рассматривать также как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования процессов и явлений, происходящих в обществе и природе. К основным формам комплектования относятся полевые исследования (экспедиции, репортажный сбор - собирательская работа в момент события или сразу после него) и текущее комплектование (закупка, обмен, дарение и др.). Как и прежде, экспедиции являются наиболее эффективной формой комплектования фондов музея.
20-23 августа 2018 г. состоялась очередная музейная экспедиция по Астраханскому району с целью комплектования фондового собрания и сбора информативного материала по истории района. Участниками экспедиции стали: заместитель директора по науке Кунанбаева А.С.- руководитель экспедиции и научные сотрудники отдела всеобщей истории (этнографии), фондов, экологии и природы - Сальмухаметова А.С., Жакупова Д.Т., Султан Д.М., водитель автомашины УАЗ 551- Охлопков П.И.
Экспедицию поддержали и оказали помощь в сборе экспонатов и сведений: заместитель акима Шахпутова Ж.К., руководитель отдела внутренней политики Потапчук С.Н., руководители школ, школьных музеев, библиотек.
На маршруте участников экспедиции было: 960 км пути, 8 населенных пунктов - Астраханка - Новочеркасское - Петровка - Жанааул - Таволжанка - Степное - Жалтыр - Старый Колутон. В качестве информаторов и респондентов выступило 48 чел., записано воспоминаний и сообщений 36-ти человек. Собрано 170 предметов музейного значения, сделано около 200 фотоснимков.
Работа велась по 3 направлениям:
1) выявление и сбор устных преданий и легенд, связанных с историей Астраханского района;
2) поиск предметов, отражающих быт, традиции коренных жителей и потомков переселенцев;
3) сбор информативного материала, касающегося населенных пунктов района.
Экспедиция определяет маршрут
Астраханский район - один из крупнейших, занимает 7,4 тыс. кв. км площади и расположен в самом центре Акмолинской области. В 36 населенных пунктах, объединенных в 14 сельских округов, проживают около 26000 человек. Административный центр - село Астраханка. Дата образования села Астраханка 1895 год. В государственном архиве Омской области сохранен
«Чертеж переселенческого участка внутри Ишимской киргизской волости Акмолинского уезда предоставленного от 2 ноября 1891 года в постоянное пользование водворившимся на нем с надлежащего разрешения переселенцам селения Астраханского, с тем, что право собственности на земле сохраняется за казною». В издании «Справочные сведения о переселенческих селениях и участках Акмолинского переселенческого района» (Омск, 1911г.) записано: «Растояние от города 115 верст, железнодорожной станции - 17 верст. Надел села Астраханское расположен в ровной, степной, безлесой местности по течению реки Ишим. Почва черноземная, мощностью до 8 верш. Мест удобных для хлебопашества достаточно. Сенокосы распложены по берегам р.Ишим. Население с.Астраханское занимается в основном скотоводством. Водою участок обеспечен, имеется незаросшая старица р.Ишим и пресные колодцы. Преобладают дома деревянные, саманные, дерновые...».
В первый день группа сотрудников встретилась с заместителем акима Шахпутовой Жанар Казкенкызы и руководителем отдела внутренней политики Потапчук Светланой Николаевной для уточнения маршрута экспедиции, целей и задач комплексной историко-этнографической экспедиции, определение круга вопросов. В ходе беседы, Жанар Казкеновна в дар музею передала книгу-летопись «У берегов Ишима», изданную к 80-летию Астраханского района в 2016 г. Со слов заместителя акима среди уникальных объектов, почитаемых в народе памятников:
1)Балбалы, обнаруженные пастухом с. Зеленое.
2)Памятник архитектуры мавзолей Балмахаббат, овеянный народными легендами. Памятник ХVIII века «Балмахаббат» юртообразной формы расположен на кургане высотой около 2 метров у с. Жамбыл. Насыпь кургана сложена из земли и щебня. Культовый памятник 18 века находится в 52 км к северо-востоку от районного села Астраханка, в 3,5 км к востоку от автородороги Астана - Атбасар. Размеры памятника: диаметр мавзолея 9,7 м, высота - 4 м., толщина стен -1,5 м.
Памятник "Балмахаббат" с.Жамбыл
Находится в хорошем состоянии. Существует легенда возникновения памятника, повествующая о любви юноши и девушки из разных казахских родов, родители которых противостояли их союзу. Курган, расположенный недалеко от соседних аулов девушки и юноши был местом свидания молодых. Однажды отец девушки застал их у кургана и расправился с юношей. Девушка в отчаянии покончила с жизнью. Убитый горем отец девушки воздвиг мавзолей. Прочным стенам вот уже три века неподвластны степные ветра, бураны, проливные дожди. По легенде, стены построены из сырцового кирпича с добавлением гальки, козьего жира, конского волоса, костей животных.
3)Известная историческая личность - Кошкарбай батыр, исследованием которой занимается Марат Абсеметов. В зиму 1757-1758гг. по сведениям российского этнографа Л.Шерстовой, «…отряды султана Аблая вторгаются в земли алтайцев. А в алтайских аилах детей пугали именем казахского батыра Кошкарбая». Согласно документальным данным батыр Кошкарбай в январе 1759г. в Семипалатинске хвалился перед русскими чиновниками тем, что ему лично удалось взять в плен около трехсот алтайцев.
4)Сопка Юксари у с. Петровка на побережье р. Ишим, названная переселившимися эстонцами.
Следующим объектом посещения первого дня экспедиции стала центральная библиотека Астраханского р-на. Работники библиотеки познакомили научных сотрудников музея с запущенными с 2017г. проектами по программе «Рухани жаңғыру». Один из проектов - «Энциклопедия сел Акмолинской области» руководителями которого являются Халанская Любовь Вадимовна и Хабибулина Татьяна Анатольевна. Цель данного проекта - укрепление социальной активности и чувства ответственности за судьбу малой Родины, также - исследование истории, географии, объектов родного края, ее благоустройство. Материалы энциклопедии были предоставлены участникам экспедиции.
Письмо Камзина Казымбека от 5 ноября 1941 года
Кусаинова Роза Ибраевна - директор центральной библиотечной системы Астраханского района, родилась в с.Астраханка, выпускница Кокшетауского культурно-просветительного училища, трудовую деятельность начинала библиотекарем в 80-годы прошлого века. Роза Ибраевна передала оригинал фронтового письма 1941г. Камзина Казымбека (1923-1943), призванного Новочеркасским РВК Акмолинской области и пропавшего без вести. Письмо написано солдатом на латинице, адресовано матери Сыздыковой Жамал и сестре Сарсековой Шамшие, датировано 5 ноября 1941г. Камзина Шамшия бережно хранит письма своего брата. Сын Шамшии – Дюсекей является супругом Кусаиновой Р.И.
В письме, Казымбек сообщает, что у него все в порядке. Переживает за родных, приводит сравнительные цены на сельскохозяйственные товары. «...Здешние цены такие: отруби дороже, пшеница 35-40 сомов, мясо индейки 15-16 сомов. Забитая туша говядины по цене 1500 сомов. Товар немного падает в цене». Сожалеет, что не может приехать в аул, так как не отпускают в увольнение. Предлагает сестре самой приехать к нему при возможности. Удивлен тому, что ему не пишут о делах односельчан, родных и близких. Интересуется двумя детьми брата. Спрашивает о семье Габита. «…Все ли живы - здоровы? Есть ли вернувшиеся с фронта?». На оборотной стороне продолжение письма. Обращаясь к Cogtola (возможно к матери), справляется о здоровье. «…Рад за вас с Шамшией». Интересуется семьей Ахметбековых. «…Не заболел ли дед Майлыбай Урас? Хорошо, когда в таком возрасте есть здоровье. Супруг дома. Есть благополучие и достаток…». В заключении Казымбек обращается к Шамшие с просьбой, оставив все доводы, приехать и выбрать определенный день для встречи. Прощаясь, просит быстрее ему ответить. Подписывается: «Твой брат Казымбек!». «5/ХІ - 41 жыл». В нижней строчке добавляет: «Было бы хорошо, при возможности привезти тетрадь. Так как нет бумаги».
В этот же день мы посетили Астраханский историко-краеведческий музей при Доме творчества и юношества, который был основан в 1990 году, к 45-летию Победы над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. С разделами школьной экспозиции сотрудников музея познакомила Кирибаева Л.К., которая в течение 10 лет руководит Домом детского творчества. Собрано немало уникальных экспонатов, представляющих историю района. Коллекция глиняной посуды кон. ХIХ в. говорит о том, что существовало местное производство гончарных изделий в с.Таволжанка. Активное участие в создании музея приняли все жители села Астраханка.
В фонды музея Лариса Кабулетовна передала два предмета музейного значения: утюг малогабаритный литой чугунный 1-ой пол. ХХ в. – старинная разновидность утюга, разогреваемая на открытом огне или в горячей печи. Появились они в XVIII в. В СССР, чугунные утюги производились вплоть до 60-х годов XX в., несмотря на то, что был изобретен электрический утюг. Почему? - спросите вы, потому что во многих домах не былипредусмотрены розетки. Примус Рекорд-1 ЗШВ (завод "Штамп" им. Ванникова Б.Л. г.Тула) 1985 года выпуска - это копия шведского Primus №1. В основном советские примусы являются копиями иностранных моделей, есть и собственные разработки и отличия в конструкции различных моделей.
На второй день нашей экспедиции Хабибулина Т.А. - наш проводник, предложила съездить в с. Новочеркасское, а оттуда в с. Петровку и с. Каменку. На местах уже ожидали участников
экспедиции. День задался прохладным. Резко понизилась температура воздуха. Было пасмурно и ветренно. Лил дождь.
В 1837г. на месте с.Новочеркасское был создан Чинчарский военный пикет, который охранял купеческие караваны, перевозившие товары из центральных областей России для торговли с казахским населением. История с.Новочеркасское берет отсчет с 1895г., когда Омская казенная палата утвердила план образования поселка. В числе первых переселенцев были семьи Железняковых, Чернушенко, Гайдук. Дома строились вдоль берега р.Ишим от водяной мельницы (у больших скал) до лагеря «Дельфин» (в наст. время). В 1908г. произошло сильное наводнение и поселение перенесли севернее на 1 км. С тех пор дома стали строить на возвышенном месте. По воспоминаниям уроженца с.Новочеркасское, гвардии полковника в отставке Евсеева Николая Ивановича (1922г.р.), его прадед - Евсееев Ларион (1800г.р.) со своим сыном Евсеевым Иваном Ларионовичем (1836г.р.) - дедушкой Евсеева Н.И. и другими членами большой семьи приехали в Казахстан в период 1865-1867гг. По его предположению, уже тогда было основано село. Отец Евсеева Н.И. - Евсеев Иван Иванович родился в 1870г. в с.Новочеркасское. В настоящее время в селе из Евсеевых живет племянник Евсеев Г.В.
В с. Новочеркасское проводником нашей группы была Бондаренко О.В. – библиотекарь, которая провела нас по адресатам и познакомила с достопримечательностями села. Мать Ольги Васильевны - Осипова (Шарапова) Нина Семеновна была 12-ым ребенком в семье. Является участницей освоения целинных и залежных земель. Приехала из с. Сосновка Кировской области РСФСР. По воспоминаниям Нины Семеновны первоцелинников сначала привезли на станцию Жалтыр Астраханского р-на, затем распределили по семьям местных жителей.
Из местных достопримечательностей – это археологический памятник бронзового века, вошедший в свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. В 2 км к северу от села, восточнее автодороги на Атбасар и Макинск расположен могильник Новочеркасское, эпоха брозы - ср. век. Между могильником и трассой проходят ЛЭП и полевая дорога. Напротив могильника, в западном направлении, располагается мусульманское кладбище площадью 1200 кв.м. Разведочными отрядами СКАЭ обнаружен и обследован в 1993г. (В.В.Ходяков), осмотрен в 2006г. (А.А.Плешаков). В могильник входят семь курганов. Три кургана эпохи бронзы: насыпи двух из них имеют каменный наброс, насыпь третьего наброса диаметром от 6 до 10 м, высотой 0,2 - 0,3 м. Два кургана раннего железного века хорошо задернованы, на вершине - ровные площадки; диаметром 20 и 40 м., высотой 1,2 и 1,5 м, на большем из курганов небольшой провал. Два кургана средневековья диаметром от 1 до 3 м., высотой 0,15 - 0,2 м. На обоих каменная кладка. Памятник характеризует погребальный обряд племен Северного Казахстана от эпохи бронзы до средневековья. Материалы хранятся в фондах Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.
Сохранились дома переселенцев: Евсеевых, Нестеренко, Хохлуновых, мост через реку Ишим, построенный в 1961г. организацией «Мостстрой». Длина моста - 300 см, ширина - 600 см.
Хохлунов Николай Алексеевич является потомком семьи переселенцев Погореловых. Живет в одном из саманных переселенческих домов села. Дом перенесен на нынешнее место после наводнения Ишима в 1908г. Мама Николая Алексеевича - Галина Михайловна (1938г.р.) приехала на целину из Кировской области. Работала библиотекарем с.Новочеркасское. В село было направлено два состава с участниками освоения целинных и залежных земель. Сначала, приехавших определили на станцию Жалтыр, а оттуда - по селам района. В настоящее время в с.Новочеркасское осталось всего два дома, которые были построены для первоцелинников. В одном из них в настоящее время проживает Осипова (Шарапова) Нина Семеновна, приехавшая как и Хохлунова Г.М. из с.Сосновка Кировской области РСФСР - мама проводника экспедиции, библиотекаря Бондаренко О.В. В дар музею Хохлунов Н.А. передал чугунок.
Чугу́н - горшок из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Форма зауженная к низу, расширяющаяся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью ухватa. Чугу́нок использовался в семье Хохлуновых в 70-е годы ХХ в. Металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом кон. XIX - нач. XX вв. Связано это было с распространением чугунных кухонных плит промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась металлическая панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны.
В этот день мы побывали в гостях у Крист Лидии Арнольдовны (1956г.р.) - уроженки с.Новочеркасское. После окончания физико-математического факультета Целиноградского педагогического института до выхода на заслуженный отдых работала в школе с.Новочеркасское. Отец - Крист Арнольд Карлович (1930-1985) в 1941г. вместе с матерью и тремя братьями и сестрами был депортирован в Казахстан из Донецкой области Украины. Семья матери Лидии Арнольдовны - Котуновой Веры Степановны (1930-2016), в которой было 13 детей родом из Воронежской области. В Казахстан она прибыла в годы массового голода. Сама Вера Степановна родилась в Казахстане. Крист Арнольд Карлович и Котукова Вера Степановна поженились в 1951г. Арнольд Карлович в совхозе работал инженером.
Дом семьи Крист Л.А.
В фонды музея Лидия Арнольдовна передала вышитые мамой полотенца, салфетки, самопрялку, семейные настенные часы. Бланки, с выполненными отцом контрольными работами на Всесоюзных заочных учетных курсах в 1958г., суконное мужское пальто. Рушник из хлопчатобумажной ткани промышленного производства, был изготовлен в 60-е годы XX в. и использовался в семье. На концах полотна проходит вышивка крестом нитками мулине - это непрерывная линейная растительная композиция из веток с листьями черного цвета и цветов калины красного цвета. Изображение калины в вышивке означало красоту, женственность, верность. Края украшены вязаными крючком кружевами с ромбическим узором и зубчатыми краями. Рушник - полотенце из домотканого холста. Предмет обыденного и ритуального назначения, наделялся семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступал в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имел знаковую и оповестительную функцию. Рушник широко использовался в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине.Часы "ОЧЗ" (Орловский Часовой Завод) - настенные маятниковые бытовые с боем 1967г. выпуска. Корпус деревянный фанерованный орехом. Орло́вский часово́й заво́д «Янта́рь» (сокр. «ОАО Янтарь») - завод в России, изготавливающий крупногабаритные напольные, настенные и настольные механические и кварцевые часы. Первый этап - выпуск будильников. Первая партия продукции была выпущена в 1952г. Орловские мастера собирали будильники из деталей, которые поставлялись со Второго московского часового завода (2 МЧЗ). Второй этап работы – в Орле стали выпускать часы из деталей собственно орловского производства, когда на заводе открылись конструкторское бюро и деревообрабатывающий цех. С 1958г. ОЧЗ наращивает объёмы производства часов различной модификации. Завод был лидером в производстве крупногабаритных интерьерных часов и будильников. С 70-х годов будильник завода стал ходить на уровне валюты, им расплачивались. По сей день часы «Янтаря» ценятся и являются одним из достижений города. В сентябре 2004г. завод «Янтарь» объявлен банкротом. В том же году был выкуплен ООО "АЛМАЗ-ХОЛДИНГ”, который распределил имущество между другими фирмами. Часовое производство полностью прекращено.
Следующим пунктом нашего следования было с. Петровка, которое находится примерно в 32 км к юго-востоку от центра посёлка Астраханка. Село основано в 1893 году переселенцами из Эстонии, выбравшими для себя место у подножия сопки Юксари, что в переводе означает «одинокий остров». Существует несколько версий, связанных с происхождением названия села: 1) в честь одного из первых переселенцев, 2) в честь землемера, наделявшего новоселов земельными наделами, 3) в честь Петрова дня. Официальных данных об истории возникновения названия нет.
Среди первых эстонских ходоков было три приятеля, бывшие солдаты царской армии, хорошо знающие русский язык. Поездом доехали до Петропавловска, а оттуда - с купеческим караваном. В один из дней караван остановился на отдых у почтового пикета Жыланды, рядом с которым протекала река. Эстонцы решили половить рыбу. Улова хватило для всего каравана и семьи пикетчика. Строительный камень, песок, речной камыш, близость караванной дороги - все это привлекало эстонцев. Для получения разрешения отправились в Акмолинск, где уездное начальство дало свое добро на поселение. Все эти подробности сохранились, благодаря рукописи Карла Треяла. Ее он подарил жительнице села Хильде Герман, которая передала ее в школьный музей. Взаимоотношения коренных жителей и переселенцев складывались благоприятные, дружественные. Некоторые жители Петровки арендовали у казахов землю, строили заимки, сеяли хлеб и косили сено. Расплачивались осенью зерном: пуд за арендованную десятину пашни. Казахи соседних аулов приезжали в Петровку в гости к знакомым, обменивались новостями, заключали договора. В свою очередь эстонцы бывали в гостях у казахов, научились готовить бесбармак, пить кумыс. Казахи же перенимали науку выпекать хлеб в печах, осваивать столярное дело.
Библиотекарь с. Петровка Куанышева Н.Е. познакомила участников экспедиции с экспозицией сельского музея, открытого в Доме культуры в 2018г. к 125-летию села. На стендах представлена история села, фотографии жителей из семейных архивов. Вещественный ряд состоит из предметов быта, рукотворных изделий, одежды кон. ХIХ - сер. ХХ вв. и др.
Заведующая клубом с. Петровка Каменская А.Ю. передала в музей штоф - графин «Петушок», модель 1980-1990-х годов. Штоф, по-другому графин выполнен в виде фарфоровой цельной анималистической статуэтки петуха со съемной крышкой. Место создания: пос. Фарфоровый завод, Целиноградская область, Казахстан. Акмолинский фарфоровый завод создан в 1939г. В 1930г. на месте села Фарфоровое был лагерь ГУЛАГ НКВД. В 1939г. был построен экспериментальный завод по производству посуды. В 1939-60гг. фарфоровый завод был закрытой зоной. В 1960-70гг. на заводе работали вольнонаемные и вольные поселенцы, в 1972г. был пущен в строй новый завод - Целиноградский фарфоровый завод. С 1992г. переименован в акционерное общество «Цефар». В 1997г. объявлен банкротом. Целиноградский фарфоровый завод РК в 1997г. в результате банкротства прекратил свою деятельность.
Далее сотрудники посетили старейшую жительницу села - Мяги Алидию. Отец Алидии с 7 лет батрачил, пас гусей у богатых. С ранних лет Алидии пришлось работать на прополке полей, в животноводстве - ей поручено было управлять волами. Была мастером 1-го разряда. В селе действовала школа, в которой были открыты эстонские и русские классы. Алидия имеет 4 класса образования, в течении 3-х лет обучалась в классах с эстонским языком обучения. Бабушка Алидия, передала сотрудникам музея крепдешиновое платье, которое сшила и носила в годы своей молодости.
Алидия Мяги
На третий день нашей экспедиции мы запланировали посетить населенные пункты: Степное, Бесбидаик, Шиликты, Жанаберлик, Бирлик, Таволжанка.
Село Степное расположенное примерно в 38 км к юго-западу от районного центра находится в степной зоне. Здесь мы посетили школьный музей, руководителем которого, является Мазурок Е.А. В музее 498 экспонатов рассказывающих об истории становления села.
В фонды нашего музея переданы в дар: утюг малогабаритный литой чугунный; логушок - толстостенная бочка из древесины для хранения воды, примерная датировка 1-ая пол. ХХ в.
Также мы побывали в гостях у жительницы села Рахимжановой (Мухаметзянова) Ильхамии Мустакимовны (1935г.р.) родившейся в Казанской области, родители которой, приехали в Казахстан в годы страшного голода. Отец - Мухаметзянов Мустаким был 1889 года рождения, мама Бадар родилась в 1884 г. Переехав в
Казахстан, родители недолго прожили. Как и всем подросткам того времени Ильхамие очень рано пришлось познать трудовые тяготы. Первый рабочий день начался с животноводческой базы, приходилось работать на переборке картофеля. А затем - штукатуром-маляром. Ильхамия познакомилась со своим будущим супругом, который привез ее к своим родным в с. Степное. Она освоила еще одну специальность, став токарем, обучившись всего за месяц у своей наставницы. В дар музею Ильхамия Мустакимовна передала комплекс бытовых предметов из фарфоровой статуэтки «Танцующая пара (Музыканты)», настольной керосиновой лампы кон.60-х - нач.70-х годов ХХв., фруктовницы завода «Штамп» г. Москва 70-х годов ХХв., венского стула 70-х годов ХХв., электрического самовара Машиностроительного завода "Штамп" им.Б.Л.Ванникова г.Тулы 1980 г. «Танцующая пара (Музыканты)», представляет собой парную фигуру: музыканта в украинском национальной костюме с развернутой гармонью и танцующего музыканта с бубном. Автор формы Бобик Николай Фёдорович, автор рисунка Недельченко Николай Никитович. Оригинал статуэтки ПЗХК «Гопак (Украинский танец)» создан скульптором Н.Ф. Бобик в 1966г.
Нурпеисова Жиенкуль
Ближе к вечеру, возвращаясь из населенных пунктов Астраханского р-на, наша группа без проводника отправилась по адресатам с. Астраханка и побывала в семье Нурпеисовой Жиенкуль, которая родилась в 1953г. в Кзылординской области. В молодости занималась рукоделием: ткала безворсовые ковры,изготавливала сырмаки (войлочные ковры), көрпе (лоскутные одеала) и др. В дар музею Жиенкуль апа передала ковер, сотканный ею в 1972 г., который пополнил коллекцию тканых казахских национальных ковров. Тақыр кілем - безворсовый ковер прямоугольной формы, соткан из шерстяных овечьих и верблюжьих цветных нитей, хлопчатобумажных нитей основы. Украшают ковер орнаменты: «омыртқа» («позвоночник»), «бота мойын» («шея верблюжонка»), «тышқан ізі» («мышиный след»), шет ою - бордюрный орнамент, «қошқар мүіз» («бараний рог»), тұмарша (амулет-треугольник), «ирек» - зигзаговые полосы, раппорт с ромбами.
В заключительный день поездки участники экспедиции вновь встретились с заместителем акима Шахпутовой Ж.К. и определили маршрут без возвращения в с. Астраханку через с.Жалтыр, с.Старый Колутон. 23 августа члены экспедиции прибыли в с.Жалтыр, которое находится примерно в 12 км к северу от районного центра. Появление на карте с.Жалтыр связано со строительством железной дороги. В 1939г. началась прокладка ветки Караганда - Карталы. В строительстве этой железной дороги принимал участие Абишев Кара, награжденный впоследствии за свой труд орденом Трудовой Славы. 9 июля 1939г. был установлен вагончик с надписью «Станция Джалтыр». Развернуто несколько десятков палаток. Комендантом участка был Иващенко, его заместителем был назначен Новоселов. К осени 1939г. была проведена прокладка 3-х путей. До строительства ж/д ветки на месте со стороны г.Акмолинска было пшеничное поле и соленое озеро - с правой стороны. Поверхность озера была блестящей и сверкающей, отсюда и произошло название местности - жалтыр.. Значительна была роль ж/д в годы ВОВ и целины. С 1965г. дорога была электрофицирована. Наряду со строительством дорог велось и жилищное строительство.
В ходе беседы с акимом сельского округа Иманкуловым Амангельды Ускунбаевичем выяснилось, с кем из старожилов нужно встретиться: с Садовой Анной Ильиничной, которой 102 года, она из числа переселенцев нач. ХХ в. В годы депортации в с. Жалтыр попала Соколовская Панна Александровна, а 81-летний Биисов Кажимурат переехал в 60-е годы из аула Садыбек Атбасарского р-на. Ветераном железнодорожного транспорта является Уалиева Мария Караевна, чей отец еще в 30-е годы участвовал в прокладке ветки Караганда - Карталы.
К сожалению, мы не смогли посетить вышеперечисленных старожилов села по причине их отсутствия.
Участникам экспедиции аким сельского округа передал керамическое блюдо, украшенное узбекским национальным орнаментом, изготовленное мастерами Самарканда Республики Узбекистан в 2018г. Ляган - блюдо, украшенное узбекским национальным орнаментом в технике капельно-кистевой росписи. Изделие выполнено из глины высокого качества. Блюдо готовилось мастерами Самарканда в теч. 2-х месяцев. В четырехуровневой композиции изделия с коричневой глазурью и мультиколором зашифрованы древние символы земли и неба, мотивы благопожелания: узор «мехроба» заимствован у культуры Ирана, «бодом» (миндаль) означает удачу, счастье и богатство, «анор» (гранат) - символ достатка, изобилия и плодородия. Блюдо привезено представителями делегации из Узбекистана и вручено в качестве подарка, посвященного году Узбекистана в Казахстане акиму Жалтырского сельского округа.
Следуя совету акима сельского округа, наша группа отправилась в дом к ветерану железнодорожного транспорта Уалиевой М.К. Мария Караевна закончила 4 курса КАРГУ по специальности учителя биологии. Выйдя замуж, пришлось оставить учебу. Работала в школе, затем на железной дороге, на пенсию вышла с должности ж/д кассира. Отец Мариам - Абишев Кара (1906-2000) является участником строительства ж/д ветки Караганда - Карталы. Награжден орденом Трудовой Славы. По воспоминаниям рассказов отца Мариам апай поведала участникам экспедиции, что строили вручную, насыпь сложили из 5-ти слоев. Село получило свое название по одноименному озеру. К моменту прокладки ж/д ветки озеро пересохло. И полотно укладывали посередине бывшего озера. Появилась станция. Для обустройства поселка протянули дорогу, в 1941г. - школу. Во время строительства домов обнаружили рудник. Открылись больница, клуб, интернат, детдом. Семья Уалиевых проживает в двухэтажном доме, построенном специально для железнодорожников в 1961г. военнопленными. Дети Уалиевых Кайрата и Мариам выбрали профессию врача и педагога.
В дар музею супруги Уалиевы передали комплекс предметов быта из чемоданов Автоматно-штамповочного завода («АШЗ») Ленинградского производственного объединения металлофурнитурных предприятий РСФСР 1960-х годов и Горьковского металлофурнитурного завода «Труд» 1980-х годов, керамической вазы 1980-х годов Аркалыкской фабрики керамических изделий, счет бухгалтерских 1980-х годов, вентилятора настольного ХЭМЗ тип 88-1 Харьковского электромеханического завода 1967 года выпуска. Ваза керамическая конусообразной формы с рельефной круговой надписью «Торғай» на горловине. Картуши украшены объемным стилизованным казахским национальным орнаментом. Ваза является продукцией Аркалыкской фабрики керамических изделий, г. Аркалык, Каз.ССР. была приобретена Уалиевой М. в 1980-е годы. Город Аркалык Костанайской обл. (быв.Тургайской) основан как небольшой посёлок для строителей и геологов в 1956г. В послевоенное время были обнаружены крупные месторождения бокситов, послужившие сырьём для производства алюминия. В 1965г. Аркалык получил статус города, в 1971г. стал центром вновь созданной Тургайской области. В 1980-е годы до 1993-х годов здесь работала керамическая фабрика.
Выехав из с. Жалтыр, участники экспедиции направились в с. Старый Колутон. Село было основано в 1880 г. крестьянами, прибывшими из центральных губерний России, Украины. Два года пути - так приходилось добираться переселенцам в новые, обширные, богатые, но очень суровые места. Название село получило от реки Колутон, притока Ишима. Старый Колутон называется так потому, что посёлок заселялся дважды. Первый раз постройки затопило водой во время наводнения. Затем село отстроили заново и обустроились основательно. Потом и слезами был пропитан хлеб, выращенный здесь первыми переселенцами. Обрабатывать целину было очень трудно, да и нечем. Много бед и лишений пришлось перенести людям: болезни, холод и голод. На всю округу ни единого врача, и никакой помощи. Вернуться назад нет средств, да и путь неблизкий. И люди, наперекор всем бедам, брались за работу: строили дома, растили хлеб. Большую помощь первым переселенцам оказывало казахское население этого края, хотя сами жили в землянках, а летом в юртах.Существует легенда возникновения названия Колутон. «Через речку переправлялся пожилой казах на лошади. Была весна. Река широко разлилась. Лошадь почему-то вырвалась из-под седока. Он стал тонуть. Его начали спасать и тянули за рукав шубы. Поскольку шуба была стара - рукав оборвался». Село Старый Колутон основано в 1880г. Его основатели - это крестьяне, прибывшие из центральных губерний России, Украины. Два года пути - так приходилось добираться переселенцам в новые, обширные, богатые, но очень суровые места.
Зная, что в с. Старый Колутон жил Герой Социалистического Труда Дитюк Владимир Аврамович, мы направились к его дому. Нас встретила вдова - Дитюк Вера Васильевна (Клименко в девичестве), 1940 г.р. родилась в Полтавской области Украины. Ее мать работала в столовой. Там впервые 14-летняя Вера увидела красавца Владимира. А когда Владимир решил ехать на целину, то, не раздумывая, решила уехать с ним. Настолько сильна была ее первая девичья любовь. Так юная пара попала в Казахстан.
Владимир Аврамович Дитюк родился в Сумском районе Харьковской области УССР. Детство провел в с.Олефировка Миргородского р-на Полтавской области. С 10-летнего возраста работал в местном колхозе водовозом, помогал в кузнеце. С 1950г. по 1954г. работал трактористом Сорочинской МТС Полтавской области. В 1954г. поехал по комсомольской путёвке на целину в Казахстан. Работал трактористом Ново-Колутонской МТС Астраханского района. В 1973г. бригада выполнила пятилетний план за три года. За это достижение Владимир Дитюк был удостоен в 1976г. звания Героя Социалистического Труда. В 1973г. получил звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Казахской ССР».
Вера Васильевна участникам экспедиции передала комплекс материалов Героя Социалистического Труда Дитюка Владимира Аврамовича из фотографий, дипломов, почетных грамот, удостоверений, партийного билета, мандатов, благодарственных писем, памятных знаков, поздравительных телеграмм и др. периода 1962-2000 гг. в количестве 110 единиц, среди которых и статуэтка (скульптура малых форм) «Одарка».
Фигура персонажа Одарки выполнена по мотивам первой украинской оперы композитора Семёна Гулака-Артемовского. "Запорожец за Дунаем" (укр. Запорожець за Дунаєм). Премьера произведения состоялась 14 апреля 1863г.в Мариинском театре (Санкт-Петербург) под управлением К.Лядова. Это жизненная семейная сцена, действие которой происходит в Османской империи в XVIII в. Скульптор Щербина В.И. создал парную сюжетную композицию «Одарка» и «Карась» в 1955г. Статуэтки выпущены ограниченным тиражом на Киевском экспериментально-художественном заводе (позднее Киевский ЭКХЗ, клеймо с данной аббревиатурой ставилось в 1976-1991гг.). Статуэтки предприятием выпускалась в период 1950-60-х годов. Скульптура привезена семьей Дитюка из Украины в 80-е годы ХХв.
Аким сельского округа Крапивко В. И. назначил в качестве проводника по селу, ведущего специалиста аппарата акима Староколутонского сельского округа Беззубец Наталью. Ею было предложено направиться к старожилам Пальниковой О.В., Веретенниковой М.Ф. и Ануковской Е.И.
Ольга Васильевна Пальникова - пенсионерка. Жительницей с. Старый Колутон стала с 1964г. Приехала из Украины. Устроилась работать на маслозавод. К тому времени, на месте старого уже построили новый завод. Предприятие находилось в подчинении Целиноградского гормолзавода. В настоящее время Пальникова О.В. проживает одна. Ольга Васильевна любительница цветов. Весь двор утопает в растениях. Хмель окутал входную веранду, рядами в самодельных вазонах распустились разноцветные бегонии, за ними вытянулись оранжевые лилии. Вдоль забора, за которым находится огород, проросли густые кусты с бутонами астр и георгин. Такое же многоцветие и в доме хозяйки. С детства она занималась рукоделием. До сих пор отдает предпочтение своему любимому занятию: вяжет и вышивает. В прошлом шила также наряды, сначала для себя, а затем для де
Creation date: 24.08.2020 13:21
Update date: 24.08.2020 13:28