Mobile version Version for visually impaired Site map

«Қасиетті – кісе белдік»

Гульден Шамиганова – заведующая

Щучинского историко-краеведческого музея

 

«Если человек не помнит своей истории, то у него нет будущего»

казахская пословица

В рамках реализации программы «Рухани жаңғыру», подпрограммы «Рухани қазына», базового направления «Асыл ұрпақ» и статьи Главы государства «Семь граней Великой степи» в течении года сотрудниками Щучинского-историко краеведческого музея, ввелся научно-исследовательский проект на тему: «Қасиетті – кісе белдік» (XIX ғасырдың соңы - XX ғасырдың басы).

Нам известно что одежда, как и другие предметы материальной культуры, отражает историческое развитие общества, национальные особенности, а также эстетические представления народа о мире, этнокультурные особенности, возрастные категории, социальную и этническую принадлежность человека. «Если человек не помнит своей истории, то у него нет будущего» гласит казахская пословица. Сохранение своей истории, своего культурного наследия является одной из актуальных проблем современного общества. Атрибуты национальной одежды, в котором с наибольшей полнотой воплотились богатейшие традиции казахского декоративно-прикладного искусства, является выразителем эстетических представлений народа, обеспечивает передачу их поколения в поколение духовного и исторического опыта семьи, рода, народа, нации.

В Щучинском историко-краеведческом музее, вот уже 23 года находится уникальный мужской пояс - кісе белдік, предположительно датируемый началом XIX века и концом XX века. Однако, задумывалились Вы, с какого периода, стали пояса называть «кісе», «кисе», чем они отличаются от обычных поясов»?. В просмотренных мной литературе, впервые это слово как название мужского казахского кожаного пояса встречается в отчете И. Гладышева и Д. В. Муравина об их путешествии в Хиву в 1740—1741 гг. Первоначально же, означало кошелек, сумку, которую носят па поясе. В.В. Радлов и Ш.Ш. Уалиханов сообщают, что kica — это «кожаная сумка, носимая на поясе, в которой носят порох и патроны. . .».Отсюда можно заключить, что исследуемый мной экспонат получил название кисе от одной из своих непременных принадлежностей, а именно сумки. Н.М. Пржевальский отмечает, что казахский кожаный пояс обычно состоял из двух или даже иногда трех слоев конской или коровьей кожи. К сожалению, в настоящее время пока, невозможно определить, из какой кожи сделаны наш пояс, однако по типу выделки, наиболее распространенный – узкий пояс с крючком-застежкой.

Застегивается данный пояс с помощью крючка, который вдевался в отверстие или кольцо пояса снизу вверх. «На концах (поясов) прикрепляли металлические бляхи: одна имела крючок, на другом конце ремня, на некотором расстоянии от края, было несколько блях с круглыми отверстиями для крючка. Таких отверстий было до пяти. Когда пояс надевали, то его свободный конец вдевали в ремни.

Отсюда следует, что пояс, находящийся в фонде Щучинского историко-краеведческого музея именуется кісе белдік, декорирован металлическими пуговицами, имеет арабскую вязь, выполненный черной эмалью. Пояс имеет подвески и сумку. Сумка напоминает пятиугольник, направленный вниз острым концом, которая декорирована металлическими пластинами, они крепятся к поясу кожаными ремешками. На правом конце пояса крепится двумя ремнями кошелек-«сумка» с одним отделением и клапаном-крышкой, украшенный фигурной пластиной и красным камнем. На правом конце пластина с крючком-застежкой. Пластина металлическая, декорирована композицией из роговидных узоров. На ремне четыре отверстия для крючка-застежки.

Датировка:начало XIX начало XX вв.

Материал: кожа, металл с посеребрением, а также латунь.

Техника: теснение, инкрустация металлом, гравировка.

Размер: длина - 162 сантиметров, ширина – 2,5 сантиметров.

Но сама история, появления священного пояса в Щучинском историко-краеведческом музее, полна тайн, неизвестностей, требует научного и детального изучения, еще ни один год.

В 1996 году, в сложное время для страны, расформировывался Щучинский индустриально-педагогический техникум. Таких техникумов в СССР всего было 5, так как был совмещенный профиль-педагоги и производственники. Именно при Щучинском индустриально-педагогический техникуме на общественных началах и функционировал музей, который тогда создала Крекова Нина Павловна, затем ее сменила Давлетшина (Корбмахер) Ольга Александровна (ныне проживающая город Франкфурт на Майне). Последняя и рассказала: «…. что при закрытии музея имеющиеся фотографии, грамоты и книги были выброшены в кочегарку, экспонаты тогда тащили все кто желал. Но была женщина, из Вашего музея, которая сколько могла поднять экспонатов, столько при мне и унесла. Среди экспонатов были пулемет «Максим», фотографии Героев Великой Отечественной войны, каски и т.д.». Уже 1 июля 1996 года на прежнем месте было открыто новое учебное заведение – Кадетский корпус Министерства Республики Казахстан имени Ш.Уалиханова.

А, той женщиной и была преподаватель английского языка в Боровского сельско-хозяйственного техникума - Дараган Алевтина Макеевна, основатель музея города Щучинска, на общественных началах с 1991 года. «02» февраля 2011 года, Алевтина Макеевна (Марковна) передала в фонды Щучинского историко-краеведческого музея, в дар пояс по акту приемки-сдачи №6, где в наименовании предметов заведующей музея - Айтикеновой Раушан Токеевной, был ошибочно записан как «Кемер белдік», но мужской пояс (фото акта), с учетным обозначением или ГИК – 1568. Однако в графе сохранность предмета, указана точная характеристика, а именно – металл, потёрт, имеет ржавости, в примечании написано – кожа, металл, штамповка серебрение. В легенде о предмете, есть запись: «пояс в музей был передан Дараган Алевтиной Марковной и скорее всего, датирован середина XIX века или конец XIX века. Это мужской пояс, хорошо изношен, имеет потёртости и рваности, инкрустирован металлом и камнями, на застежке виден узор и арабская вязь».

С ноября 2018 года по январь 2019 года, серьезные, одновременно сложные и интересные предреставрационные работы, над поясом начала проводить, бывший смотритель музея Ибраева Гульдана Балташевна. Пояс первоначально был очищен от грязи в теплой воде, где использовались мягкие (зубные) щетки. Но экспонат долгое время находился на открытой поверхности и не был ничем защищен, поэтому сухую кожу мы размачивали до приобретения ею эластичности. Затем предстоял вновь сложный этап, по сушке кожи, которая сушилась на обычной фанере между двумя досками под грузом. После окончательного высыхания кожи для восстановления ее эластичности Гульдана Балташевна, пропитывала его обычным жиром (конский жир), процедура повторялась не единожды и по мере впитывания наносилась очередная порция жира, осторожными круговыми движениями. Время от времени, для улучшения проникновения масла в поры кожи, пояс слегка мнулся руками.

С января 2019 года пояс был выставлен как основной экспонат в выставочный зал Щучинского историко-краеведческого музея для посетителей музея. Была осуществлена первая и единственная передвижная выставка «Бір жәдігер тарихы» жылжымалы экскурсия мектепте, во 2 «Б» класс, в школу-гимназию №9, где мальчишки младшего школьного возраста уже знали виды поясов и их общем предназназначении. Однако после ряда прошедших экскурсий в музее, мне не давал покоя один обидный факт. Что никто из посетителей не обращал внимания на предмет материальной культуры номада, на пояс мужчины, в котором столько сокрыто, таит и над которым идет такая кропотливая работа, одновременно и пропаганда двух музейных сотрудников. Именно в тот момент я дала себе установку: «для меня пояс сакрален, и имеет огромную историческую значимость, значит, он будет таковым для всех посетителей музея», с этого момента научно-исследовательская тема, получила название «Қасиетті – кісе белдік». Был начат сбор статей, которых на данную тематику оказалось мало. Более того, так как ценный экспонат нельзя было вывозить за пределы музея, на ватсап, было передано фото арабской вязи имаму мечети города. Который и сообщил, что вязь не может прочитать, так как это не төте жазу, а более ранняя надпись.

Но с 3 марта 2019 года, ситуация в корне изменилась. Во-первых, при содействии краеведа, генетика, издателя, сценариста Косовича Павла Владимировича музей посетил доктор исторических наук, профессор факультета социальных наук кафедры археологии и этнографии, автор ряда книг - Артыкбаев Жамбыл Омарович. Так как, главное внимание в своих работах Жамбыл Омарович уделяет исследованию этносоциальных особенностей культуры казахского народа XV-XIX века, поэтому в ходе экскурсии по музею, профессор обращает особое внимание на уникальный мужской пояс и полихромный стиль в инкрустации самого пояса, который стал часто встречатся на территории Көкшетау, Щучинска и Бурабай. Первоначально Жамбыл Омарович, предположил что это всеже кемер белдік, тоесть женский пояс, но саму имеющуюся арабскую вязь, датировал более ранним периодом, а далеко не концом XIX начало XX века, ведь сам, он знал төте жазу. После этого он обещал переговорить с знакомыми арабистами, но в силу занятости, и работой над изданием четырехтомных книг и подготовки к собственному юбилею, это оставалось на потом.

В июле 2019 года была встреча с Иманбаевым Еркебуланом Жансеитовичем (потомственый зергером г.Щучинска), который сообщил, интересный факт, что в XIV веке, кожанные пояса кісе белдік с подвесками-сумочками (оқшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди. Представленный кісе белдік покрыт специальным сплавом, которое не дает ржаветь железу, который скреплен латунью, инкрустирован красным стеклом, все это было сделано методом чеканки. Что доказывают вновь слова Ж.О.Артыкбаева о повсеместном распространении техники полихромного стиля в инкрустации поясов и камзолов на территории Көкшетау, Щучинск и Бурабай.

В августе 2019 года в музей на экскурсию пришел Оразалы Шыңғыс (соискатель социальных наук НИУ ВШЭ), который сообщил что надпись на ремне на чагатайском языке и скорее всего это инициалы изготовителя написаны на поясе, слова последнего будут доказаны арабистом Моллақанағатұлы Сайпулла.

И вот, 16 октября 2019 года, не смотря на сильный, проливной дождь и первые заморозки, Щучинский историко-краеведческий музей вновь посетил Ж.О.Артыкбаев, Қожагұл Ізбасов, а также докторант ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Моллақанағатұлы Сайпулла. Именно с Моллақанағатұлы Сайпулла на кануне, через ватсап мы начаты знакомство и переговоры, о священном поясе, но фотографии, которые я ему отсылала не могли передать, точную надпись. Однако у Сайполла-ағай уже были предположения, которые записаны и были мне переданы, через пару дней, о принадлежности пояса Байқы Маныұлы, автору афоризма «Түгел создiң тубi бip, түп атасы — Майқы би» «Слова и сила справедливости — основы решения конфликта — так установил Майкы би»

اوشبو ايسى بايخى مانى و

В транскрипций: Ұшбу иесі Байхы Маны улы, в казахском звуании: Мұның иесі Байқы Маныұлы.

Историческая справка: как нам известно проживавший в XII – XIII веках Майкы би Маны улы, был известным акыном, сказителем-жырау, родоначальником национального ораторского искусства и института биев. Его называют "Майкы би", Байки, Байку. Отец - Ман. С детства Майкы был хромым. Видимо, потому его и назвали Майкы, и к тому же 18 деда тоже звали Майкы. Современник и советник Чингисхана. Его называли авторитетным человеком, аулие, т.е. он мог прогнозировать события, предсказывать судьбы людей. Сын Чингисхана, уходя в поход на Запад, доверил Майкы бию право на управление правым крылом своей армии. Абай причислял Майкы к числу 12 биев-казахов, так как он в числе 12 ханов ходил поздравлять в 1206 г. Чингисхана, когда тот стал ханом Монголии. По легендам, после смерти Орманбет бия и откочевки ногайцев Майкы би разделил казахов на три жуза. "Жуз" в переводе с арабского переводится как "подраздел", "раздел". Представителей уйсунов назвали "старший жуз", подраздел под руководством Кабанулы Болаткажы назвали "средний жуз", подраздел под руководством Когамулы Алшын - "младший жуз". Одного из ханов-ногайцев - Ахмета (Алаша-хан) - сделали ханом трех жузов. В эти объединения вошли представители 40 родов и каждому подразделу вручили знаки. Уйсунам вручили "флаг", аргынам - "глаз", тому, кто должен был первым идти на врага Алшыну - "копье". Также были розданы знаки всех 40 родов, которые были высечены на наскальных камнях. Эти камни в истории остались под названиями "Майкы танбасы" ("Знаки Майкы") или "Нура танбасы" ("Знаки Нура"). Последнее название в честь местности, где они были высечены, У него было много детей. Он был недоволен своими сыновьями Узыном и Кортыком. Сильно удивленный Майкы говорил: "Когда от плохих рождаются хорошие дети - можно поверить с трудом, бывают случаи, когда и от хороших рождаются плохие, от которых нечего взять". В целом, по его мнению, от плохих рождаются плохие, а от хороших - хорошие, за редкими случаями, от бесчувственных - вовсе тупые, от ничего не видящих, не замечающих - слепые, и т.д. Отклонения могут быть очень редко. Среди народа осталось значительное количество высказываний и афоризмов Майкы. Майкы, как би, участвовал в спорах, возникавших между жузами. Он всегда ссылался на народные пословицы и изречения. При этом превыше всего ставил единство народа. По мнению Майкы, государственные объединения должны управляться по народным традициям и обычаям. Даже в давно забытых традициях заложен определенный смысл. Не только казахи, но и узбеки, татары, башкиры, каракалпаки тоже считают Майкы своим бием. Простился со светом Майкы би, когда ему было 120 лет.

После публикации статьй на своей странице фейсбук Ж.О.Артыкбаевым, пояс был передан директору областного историко-краеведческого музея Шакшакову Куанышу Гибадатовичу для детального исследования, проведения экспертизы уже научными сотрудниками.

Заключение

Историко-культурное наследие всегда было источником изучения истории своего народа во всех сферах его жизнедеятельности, а традиции и обычай, которые передают из поколения в поколение исторический и духовный опыт,

дают возможность показать ценности своего народа, на которых и воспитывается молодое поколение. Национальная одежда помогает создавать своё внутреннее пространство, прикоснуться к истокам существования, ощутить свободу и силу. Для того чтобы моя работа была достаточно обоснованной и содержательной, я ознакомилась с большим количеством научной литературы. И пришла к выводу, без прошлого нет настоящего и будущего. Это аксиома.

Священная и еще до конца не исследованная ученными земля Көкшетау, Щучинск и Бурабай - это в первую очередь, ханская орда, поэтому такие вещи (как «Қасиетті – кісе белдік» ) и должны тут находиться. Ну, а, мы музейные сотрудники - сохраняя и развивая народные традиции, постараемся бережно донести материальные и духовные ценности прошлого до наших современников.

Яндекс.Метрика

A+AA-