«Оружие наших предков» в экспозиции музея
Анар Дюсенбаева – зам.директора
по научной работе АОИКМ
Военные традиции имели большое значение в жизни кочевников, а воинская повинность являлась одной из самых важных в Степи. Еще в XVI веке английский путешественник и дип¬ломат Антоний Дженкинсон писал о кочевниках Приаралья, что они никогда не выезжают без лука, стрел и меча, "будь то на охоту или для какого-нибудь другого увеселения". Ношение оружия было не только законным правом свободного скотовода, но даже обязанностью. По положению "Жеті жарғы" хана Тауке равноправным членом кочевого общества казахов мог считаться только тот, кто имел оружие.
Так, А. Левшин в своем известном труде "Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсакских орд и степей" указывал, что Свод законов хана Тауке гласит: "Чтобы ни один киргиз не являлся в собрания народные иначе, как с оружием. Безоружный не имел голоса, и младшие могли не уступать ему места. Чтобы всякий, могущий носить оружие (кроме султанов), платил хану и правителям народным в подать 20-ю часть своего имущества ежегодно". У казахов-кочевников постоянное войско отсутствовало, а было только родоплеменное ополчение, собиравшееся по мере необходимости. При мобилизации каждый воин должен был выступать в поход минимум с двумя боевыми конями и со своим военным снаряжением.
Оружие – один из компонентов материальной культуры народа, которое, изменяясь со временем, сохраняло свои традицион¬ные черты. Вооружение войска всегда поддерживали на высоком уровне. У казахского народа в прошлом преобладало холодное оружие различного вида. Известные исследователи Казахстана Н. Рычков, А. Левшин, посетившие казахские степи в XVIII и XIX веках, сообщали, что казахи сражаются копьями, саблями, стрелами, ружьями и боевыми секирами.
В Акмолинском областном историко-краеведческом музее собрана богатая коллекция воинских доспехов и различных видов холодного оружия, которое использовалось в сражениях в эпоху Золотой Орды, а также в XVII–XVIII веках. Самые интересные представлены в обновленной экпозиции, в зале «Великая степная цивилизация» Средневековье.
В структуре вооружения казахов XVII-XVIII вв. ведущее положение занимали лук и стрелы – ручное металлическое оружие дистанционного боя. В персо-тюркоязычных письменных источниках XV-XVII вв. по истории кочевников Средней Азии и Казахстана неоднократно упоминаются лук и стрелы, отряды стрелков-лучников. В устнопоэтическом фольклоре казахов непременный атрибут вооружения воина-батыра – лук и стрелы.
Казахский лук состоял из нескольких основных деталей: середина лука – рукоять, упругие (рефлексирующие) части между рукоятью и концами – плечи лука и два конца. Можно предполагать, что составные части лука склеивались клеем, а чаще всего обматывались кожаными ремешками, возможно, укреплялись костяными или роговыми накладками. Размеры лука, по всей видимости, варьировались в пределах 70-120 сантиметров. Казахи использовали различные типы сложных луков, которые имели разнообразное происхождение. Как показывают источники, казахи-кочевники часто приобретали луки у соседних народов.
Казахи "из кишок делают тетиву для лука...", — сообщает Рузбихан. В качестве тетивы (адырна) употреблялись также тонко сплетенные конские волосы, шелк. В нерабочем положении лука кочевники оставляли тетиву свободной, ненатянутой, так как от чрезмерной и долгой натяжки тетива могла прийти в негодность. На эффективность работы лука сильное влияние оказывали климатические условия. Например, от дождя тетива сырела и ослабевала, а в случае сильного мороза она могла лопнуть при натягивании. С целью предохранения от повреждений луки хранились в специальных кожаных налучьях.
Вторым после лука широко используемым боевым видом холодного оружия кочевников являлись копья и пики. Из фольклорных данных по вооружению воинов-батыров известны "тол-гамалы ак найза, емен сапты иайза, алты кулаш ак найза, всего 13 типов, а пик 5 типов. Отсутствие вещественных источников не позволяют пока дать этому многообразию копий какое-либо расширенное толкование. Не исключено, что их число было еще больше. Для казахов характерны два типа копий: с длинным (узын сапты)и коротким (кыска сапты) древком. По сведениям Ч. Ч. Валиханова, казахские копья первой половины XIX п. были средней длины от 150 до 195 сантиметров. Очень часто копья не имели металлического наконечника. Конец древка просто заострялся и для твердости обугливался. По форме наконечника казахские копья можно подразделить на несколько групп: двугранные, трехгранные, четырехгранные.
Существенные позиции в боевых средствах казахов занимали топоры. У С. Б. Броневского, прекрасного знатока казахского кочевого быта, есть интересные сведения о боевых топорах". На материале казахского героического эпоса выделены некоторые типы боевых топоров: "ак балта" (железный топор), "ай балта" (топор в виде луны), "ала балта" (вид бердыша), "кара балта" (простой топор), "тарак-балта" (топор с зубчатым лезвием) и др.; маленький топорик (чекан) — "келте шот и его разновидности "айыр шот", "балта шот"и др. На погребально-культовых мемориальных сооружениях (кулынтасы, койтасы) видны отчетливые изображения секир — айбалта. Можно без труда заметить, что у них широкое лезвие и высокоподнятый обух. Боевые топоры с высоким обухом известны из комплекса вооружения древних тюрок, енисейских кыргызов I — начала II тыс. н. э.
Казахский топор состоит из двух основных частей: металлической стальной лопасти с острым лезвием с одной стороны и обухом с другой, закрепленной на длинной деревянной рукоятке. Черенки топоров представляют собой деревянные палки эллипсоидной формы одинаковой длины. Один из топоров относится к чеканам. Это небольшой топорик с длинной рукояткой и острым округлым железным лезвием, который со стороны обуха имеет острый выступающий молот. Такой чекан, возможно, был знаком военачальника. Об этом косвенно говорят данные казахского фольклора.
Боевой топор. Булава.
Составная часть холодного оружия — боевые доспехи воина. Защитные средства комплекса вооружения развивались адекватно эволюции военной техники. Появление новых видов оружия и их модификация, а тем самым увеличение степени их эффективности закономерно способствовали усилению средств обороны.
К числу часто встречающихся наименований оборонительных средств казахских батыров относятся бадана, зере сауыт (предположительно класс кольчуг). Они имели форму железной рубахи, спитой из мелких или крупных металлических колец, как правило, в горизонтальном направлении. В документах начала XIX в. отмечается: "К военной одежде казахов принадлежат сделанные из железных колец кольчуга и панцири и из железных же листов плоские шапки". А. К. Гейне указывал, что казахи раньше использовали доспехи "из железной сетки, которой нередко покрывали и лошадей". Для усиления обороноспособности казахские воины иногда надевали двойную кольчугу.
Кольчуга, шлем цельнометаллический, копье с древком представленная в музее, переданы в фонды музея во второй половине 1950-х годах как находка при распашке целинных и залежных земель в Володарском (ныне Айыртауском районе).
Щиты ("калкан") не получили заметного распространения и развития в казахском вооружении. Они имели круглую форму и изготовлялись из деревянных досок (таловое дерево) соединявшихся между собой железными клепами. С внешней стороны щиты оббивались металлическими изделиями, а изнутри покрывались кожей или кошмой.
Основной комплекс предметов вооружения казахов характеризуется разнообразными видами (подвидами) холодного оружия. Но степень их распространенности ("вооруженности") была неодинаковой. Полным боевым специализированным оснащением обладали в первую очередь знатные воины — ханы, султаны, батыры. Их традиционный набор боевых средств состоял из пяти видов оружия ("бес кару"): 1) лук (садак), 2) сабля (кылыш), 3) копье (найза), 4) топор (айбалта), 5) булава (курзi). Подавляющая часть казахских воинов была вооружена самыми различными предметами холодного оружия. В большинстве случаев наиболее массовыми боевыми средствами являлись луки, копья, дубины, топоры.
Кистень зубчатый найден в лесу в окрестностях колхоза «Казахстан», копали яму для костра, нашел Тимофей Ермолаевич Стригин примерно в 1948-1949гг.
В прошлом у казахских батыров существовал культ боевого оружия: им присягали, давали клятву, присваивали личные имена. Пять видов боевого оружия служили также знаками власти, ими обозначали разные степени воинского ранга. Хана, возводившегося на трон, одаривали золотой саблей – знаком власти и ханского достоинства. Копье с бунчуком, сабля или булава вручалась военачальникам при назначении их на должность. Люди, получившие право носить воинское оружие, пользовались особыми привилегиями в обществе. Например, при хане Тауке, по существовавшему тогда закону "Жети жаргы", правом участвовать в ханском совете пользовались только люди, носившие воинское оружие: ханы, султаны, батыры, родоначальники. Парадным боевым оружием награждали за военные заслуги.
Кроме того, воинское оружие, как ценный предмет, входило в состав приданого невесты – "жасау" и свадебного дара за невесту – "калым". Его включали в число девяти предметов в качестве главного приза за победу на состязаниях, проводимых на традиционных праздниках и торжественных поминках. Почитание воинского оружия в казахской народной традиции сохранилось и до наших дней. Потомки казахских батыров хранят как священные реликвии некоторые образцы боевого оружия, оставшиеся от их славных предков.
Коллекция вооружения казахов показывает, что многие столетия кочевые племена сохраняли традиционные виды вооружения. Можно сделать вывод, что все виды холодного оружия удобны для ведения боя в конном строю. И это логично, потому что по своему образу жизни казахи-скотоводы были, в первую очередь, наездниками...
Creation date: 17.08.2020 11:39
Update date: 17.08.2020 16:25